статья сайта журнала Пригород vprigorode.ru
Законопроект уже одобрил Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Документ будет вынесен на рассмотрение 13 октября.
Это часть большой истории: ранее в Думу был направлен похожий законопроект, но в отношении особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Основания для беспокойства у депутатов есть. На охраняемых территориях – так уж исторически сложилось – есть поселки, деревни и даже города в 27 из 63 национальных парков расположено более 900 населённых пунктов, где обитают почти 371 000 человек. В границах ООПТ живут около 2 млн человек. И все они «поражены в правах»: Вся земля – федеральная, приватизировать ее нельзя. Также нельзя получить участок для ведения садоводства или ИЖС. И даже у местных властей возникают сложности со строительством «социалки» и расселением ветхого фонда.
Проблема серьезная, и ее надо решать.
Законопроект разрешает передавать из федеральной собственности в региональную и муниципальную участки, расположенные в зонах хозяйственного назначения национальных парков, а также их приватизацию. Сведения о границах населенного пункта, в котором расположен такой участок, должны быть внесены в кадастр.
После передачи наделов в собственность региона или муниципалитета законопроект допускает их передачу в собственность организациям или гражданам. Документ также разрешает правительству РФ менять границы национальных парков.
«Зелёные», естественно, встревожены.
Попытки приватизации или даже строительства в заказниках и заповедниках и без того повторяются достаточно регулярно. Идет спор за ИЖС в Гладышевском заказнике; под Лугой были признаны недействительными разрешения на строительство на территории заказника «Череменецкий». При этом участки имели категорию «земли населенных пунктов» и вид использования - ИЖС.
В 2017-м начал действовать закон о «лесной амнистии», который, при наложении лесных земель и территорий населенных пунктов, в ряде случаев отдает приоритет муниципалам.
Кроме того, в Думе лежат поправки в Лесной кодекс, разрешающие в лесах строительство в рекреационных и религиозных целях.
Да и «первые лица» государства предпочитают строить резиденции не где попало, а, например, в Кавказском заповеднике (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО) или в заповеднике Большой Утриш.