Найти тему
Меандр Радиолюбитель

Li-ion аккумулятор.

В интернетах этой теме посвящено буквально гигабайты печатного текста однако вопросов по эксплуатации аккумуляторов этого типа меньше не становится. Не знаю почему многим кажется, что я гуру в этой области, может по тому, что я однажды (давно) уже писал статью на эту тему на "Паркфлаере" и её они читали, хотя.... Если читали то не спрашивали бы, а может по тому, что я сам "напрашивался" в тематических группах в "Одноклассниках" но так или иначе - ЛС у меня завалена переписками по этой теме.

Думаю, что вопрос этот актуален и среди публики данного ресурса, по сему попробую доступным языком изложить основные правила эксплуатации этих чудных аккумуляторов.

Вдаваться в устройство и принцип работы не буду, ибо там черт ногу сломает и в двух словах всего не рассказать, да оно и не надо, а вот как их правильно использовать, давайте разбираться.

Заряд.

Постоянно вижу рекомендации от застрявших в 70х специалистов - "заряжать надо током 0,1 от ёмкости"

Нет!!!! Это не свинцово-кислотный АКБ, ему если и не противопоказан такой режим то уж точно не фактор "продления жизни", если нет "паспорта" на конкретный экземпляр но известна его ёмкость то заряжаем его током не менее 1С (латинская "ц")

"С" это значение тока заряда/разряда равное удельной ёмкости аккумулятора, то есть - ток заряда аккумулятора 1Ач с показателем 1С равен одному Амперу. Уточню, что нет литий ионных аккумуляторов с током заряда МЕНЕЕ 1С, а вот более уже очень много, современные литиевые аккумуляторы имеют эти показатели до 2-5С но это нужно уточнять в даташите на изделие.

Что дает нам показатель "С"? От него напрямую зависит скорость заряда АКБ, если нам достоверно известно, что данный аккумулятор для заряда имеет показатель 2С то мы точно знаем, что его можно заряжать током в два раза превышающий ёмкость и зарядится он за пол часа, при этом производитель гарантирует заявленный ресурс данного изделия.

Так же не стоит полагать, что АКБ С показателем "С" более единицы прямо кровь из носа надо заряжать именно таким током, - заряжайте его единичкой - не одним Ампером, а током равным его ёмкости.

Часто вижу рекомендацию - "следите за температурой батареи во время заряда"

С термометром стоять?

В "умных" зарядных устройствах встречается данная функция но далеко не во всех!

Если батарея заряжаясь номинальным током до номинального напряжения нагревается выше 35-40 (не сложно определить ощупью) градусов то совать под мышку ей градусник нет смысла, такой аккумулятор на помойку!!

Разряд.

Разряжать литиевые аккумуляторы без информации из документации для данного экземпляра но зная его ёмкость можно током не более 1С, по аналогии с правилами зарядки с разрядом показатель "С" дает информацию о максимальной скорости (токе) с которой (которым) его можно разрядить без увеличения его износа.

Допустим мы знаем, что вот этот вот аккумулятор заявлен производителем как 4Ач и током разряда 10С, это значит, что мы смело можем снимать с него 4×10=40А и заряда нам хватит на 60мин.÷10=6 минут. При этом с батареи не пойдет дым, она не взорвется и не превратится в бесполезный кирпич.

Да, многих такой ток от аккумулятора размером с пачку сигарет просто шокирует но 10С это далеко не предел, силовые, тяговые литий-полимерные аккумуляторы не редко могут похвастаться показателями тока разряда 40С и более!!!

Если же у нас нет данных о токе разряда то по умолчанию считаем его как 1С. Кратковременные броски при этом не страшны и их можно не брать во внимание, так аккумулятор с показателем 1С или ноунейм с ёмкостью 1Ач при питании мотора смело может выдать ток до 3-5А при старте мотора и ни разу ему не поплохеет!

Эксплуатация.

Тут все просто - не превышаем токи заряда/разряда, не заряжаем/разряжаем при температуре ниже 0 и выше 45 градусов. Не допускаем разряда ниже 3В на один элемент и не заряжаем выше 4,2В если не знаем сколько указано в документации, а там может быть и 4,35В, - не редко сам производитель указывает на то, что "лёгкий недозаряд" продлевает срок службы аккумулятора, сам пробовал в двух идентичных устройствах с питанием от лития настроить ЗУ в одном на отсечку при 4,2, во втором 4,1В, уже два года работают одинаково и эти 0,1В на время работы ни как не влияет, так, что если и есть в этом какой-то смысл то не очевидный.

Примечательно то, что у этого типа аккумуляторов нет эффекта памяти, заряжать их можно в любой момент не дожидаясь полного разряда.

Хранение.

Тут сколько "спецов" столько и мнений.

Сам храню эти аккумуляторы с 75ти % заряда, 3,85В. После двух лет консервации - тесты на ёмкость показывают практически полное отсутствие потери последней, однако сами производители указывают на процесс "старения" химии батарей - даже просто лежащих без дела.

Получается, что набирать в "прозапас" их не стоит, сам придерживаюсь того-же мнения.

Соединение батарей.

Литиевые аккумуляторы как и другие можно соединять в батареи.

При последовательном соединении каждая ячейка (элемент) не отличалась от остальных по ёмкости, иначе такая батарея будет разряжаться и заряжаться не равномерно, даже применение ЗУ с функцией балансировки ячеек решит проблему только с зарядкой, разрядятся же первыми "банки" с наименьшей ёмкостью, а это грозит тем, что система слежения за аварийно низким напряжением не спасёт их от переразряда, да и не всегда таковая вообще есть.

Параллельно можно соединять элементы с любой ёмкостью, главное условие это идентичные напряжения между соединяемымы элементами перед соединением, в последствии такой "пак" используется как один аккумулятор с ёмкостью суммы ёмкостей входящих в её состав.

Второй момент параллельного соединения, - заряжать пакет набранный из разных элементов можно до напряжения не выше самого низкого из пакета, если в пакете есть аккумуляторы с максимальным напряжением 4,1В 4,2В и 4,3В то заряжать его выше чем до 4,1 нельзя!

А еще лучше набирать батарею из элементов с одинаковым конечным напряжением заряда.

Кстати - споры о параллельном соединении банок с разной ёмкостью не утихают уже много-много лет!!!

Возможно что-то забыл, - если вспомню - дополню, а пока всё.

Всем удачи!