Мнѣ желательно побесѣдовать съ читателями по поводу еще одного характернаго крестьянскаго письма. Да простятъ мнѣ тѣ изъ читателей, коимъ мои разсужденія, быть можетъ, и не понравятся — нельзя же думать и говорить всѣмъ одинаково, разница взглядовъ — вещь совершенно понятная, а обмѣнъ мыслями, хотя бы и несогласными, во всякомъ случаѣ полезенъ, ибо говорится же: „истина всегда по срединѣ двухъ крайнихъ мнѣній". При обмѣнѣ мнѣній, чтобы изъ этого обмѣна польза получилась, одно необходимо, чтобы говорящіе относились къ словамъ искренне, да одухотворены были бы взаимнымъ доброжелательствомъ, все же остальное всегда сгладится, какъ говорятъ, „само образуется".
Письмо, о которомъ мы собираемся говорить, получено отъ человѣка почтеннаго, девять лѣтъ служившаго волостнымъ старшиной, а нынѣ состоящаго предсѣдателемъ волостного суда, значитъ лица, избраннаго, облеченнаго довѣріемъ общества, а потому письмо это заслуживаетъ большого вниманія. Вотъ оно:
-------------------------
„Много происходитъ по всей матушкѣ Россіи разныхъ неурядицъ. Вотъ уже 2-й годъ нападаетъ на насъ врагъ внѣшній — японецъ и пролилъ онъ много крови, много сиротъ безпріютныхъ сдѣлалъ, непосильные убытки нанесъ. Нѣтъ, видно, возсталъ на насъ врагъ невидимый, діаволъ. Всѣ мы согрѣшили передъ Господомъ; посмотришь — Боже мой, Боже мой, въ сколькихъ городахъ и въ мѣстностяхъ разныхъ безпорядковъ, волненій, сопротивленій закону и нарушеній присяги. Да и въ семьѣ не лучше — почти въ каждомъ домѣ льются рѣки слезъ у родителей отъ дѣтей, и у старыхъ отъ молодыхъ, и вся жизнь выходитъ изъ рукъ; никто никого не боится, властямъ не подчиняются, законами пренебрегаютъ, родительская власть отнята; тѣлесное наказаніе отмѣнено, а чѣмъ устрашить дурного человѣка — подъ арестъ его посадить или къ денежному штрафу приговорить — такъ это худымъ людямъ ничего не стоитъ: подъ арестомъ онъ только лучше выспится, а вышелъ изъ-подъ ареста — еще хуже задурилъ; даже отца съ матерью иной разъ отдуетъ до полусмерти, а что ему сдѣлаешь? Какія мѣры предпринять? Лейтесь слезы!
Жаловаться судебному слѣдователю неудобно,— далеко къ нему ѣхать, да и хорошо ли будетъ, если сына посадятъ въ острогъ — вѣдь, онъ тогда совсѣмъ пропащій человѣкъ! Для хозяйства одинъ убытокъ, да и для семьи полное разстройство,— сынъ-острожникъ уже не поддержка для семьи. Поэтому-то и стали жить крестьяне въ одиночку, даже единственный сынъ нерѣдко въ раздѣлъ идетъ съ родителями, а иной разъ и дѣлить то нечего! Хорошо бы было еслибы по старинному, еще Моисѣеву закону (да и Спаситель нашъ не одобрялъ непокорныхъ дѣтей), вотъ имъ бы и давать розогъ по 40, а черезъ недѣлю еще прибавить столько же. Много было бы лучше!
Теперь же отъ слабости идутъ вездѣ воровство, грабежи; такъ стало, что порядочнымъ людямъ и жить трудно".
Крестьянинъ Василій Лукьяновъ Смирновъ.
-------------------------
Такъ вотъ видите дѣло-то въ чемъ! Слабость то эта самая у насъ дѣйствительно замѣчается, разладъ между старымъ и молодымъ поколѣніями — явленіе всеобщее, не одному крестьянству присущее, и по городамъ дѣлается то же самое, если еще нехуже, но какъ же съ этимъ быть и въ чемъ тутъ суть?
Пишущій письмо говоритъ, что тѣлесное наказаніе отмѣнено, а потому и страхъ пропалъ и что вновь слѣдовало бы пороть.
Такъ ли это? Вѣдь, тѣлесное наказаніе у насъ отмѣнено только годъ тому назадъ и неужто же сразу, за одинъ годъ, народъ развратился! Вѣдь, и въ то время, когда тѣлесное наказаніе существовало, развѣ не дѣлалось то же самое, что въ письмѣ описано?
О тѣлесномъ наказаніи много говорилось и писалось и всѣ просвѣщенные люди относятся къ нему неодобрительно.
Розга взрослаго человѣка никогда не исправитъ, въ этомъ отношеніи она не лучше тюрьмы, ибо человѣкъ, подвергшійся унизительному наказанію розгами, теряетъ не только общее уваженіе, но и самъ себя перестаетъ уважать, а если человѣкъ потерялъ къ себѣ уваженіе, то онъ пропащій — для него уже нѣтъ ничего святого. Тѣлеснымъ наказаніемъ достоинство человѣческое нарушается, наказанный какъ-бы сравнивается съ животнымъ, которое только и боится битья. Нѣтъ, розги для человѣческаго достоинства не благо, а пагуба, и нужно не жалѣть объ отмѣнѣ ихъ, а благодарить Государя, оказавшаго народу милость, уничтожившаго тѣлесное наказаніе — это печальное наслѣдіе прошлаго; надо съ радостью встрѣчать законъ объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній, сравнявшій крестьянское сословіе и въ этомъ отношеніи со всѣми остальными, такъ какъ высшія сословія тѣлеснымъ наказаніямъ и раньше не подлежали.
Наконецъ, если мы подумаемъ хорошенько надъ тѣмъ, что въ настоящее время наблюдается, то есть надъ упадкомъ нравственности и почитанія законовъ, то должны будемъ согласиться, что явленіе это находится въ связи съ чѣмъ-то инымъ, а отнюдь не съ упраздненіемъ тѣлесныхъ наказаній.
Прежде всего плохъ тотъ человѣкъ, который удерживается отъ совершенія проступка только лишь однимъ страхомъ наказанія, а не имѣетъ въ душѣ своей Божьей правды, т. е. совѣсти, запрещающей совершать дурное. Только тотъ достоинъ называться человѣкомъ, кто живетъ и дѣйствуетъ „не токмо за страхъ, но и за совѣсть". И такъ, чтобы людей исправить, не страхъ нужно водворять въ нихъ, а совѣсть пробуждать. А людей, окончательно безсовѣстныхъ, нѣтъ, совѣсть, эта искра Божья, это единственное вѣрное проявленіе частицы Божества въ человѣкѣ, его душа, у каждаго есть, ибо, по ученію вѣры, каждый человѣкъ надѣленъ душой безсмертной; только у одного совѣсть горитъ яркимъ свѣточемъ, какъ путеводная звѣзда освѣщаетъ путь его, а у другого еле тлѣетъ подъ пепломъ пороковъ, заглушена чадомъ жизни, но и эта таящаяся искра всегда можетъ разгорѣться яркимъ пламенемъ, если только къ ней открытъ будетъ доступъ свѣжаго живительнаго воздуха. Если вы рано закроете печь, то въ ней будетъ угаръ, и неперегорѣвшіе угли заглохнутъ, но откройте трубу, дайте притокъ воздуха, и чадъ улетучится, а угли ярко вновь загорятся. Вотъ это-то самое и людямъ нужно для того, чтобы устранить тотъ жизненный угаръ, который нынѣ всѣми мучительно чувствуется.
Что же должно подразумѣвать подъ понятіемъ чистаго воздуха для людей, долженствующаго устранить нашъ нравственный угаръ? Это не что иное какъ просвѣщеніе, не одна грамота, а именно просвѣщеніе, разсѣивающее тотъ мракъ, который окутываетъ темныя души. Прежде люди боялись грѣха передъ Богомъ, вѣрнѣе мученій въ аду, боялись строгой законной кары за преступленія, т. е. боялись страданій тѣлесныхъ (не всѣ же и нынѣ имѣютъ понятіе о страданіяхъ духовныхъ, нравственныхъ), но вѣдь страхъ предъ болью тѣлесной — это чувство низменное, животное, человѣку долженъ быть присущъ не этотъ трусливый страхъ, въ которомъ есть что-то подлое, а страхъ высшій, страхъ Божій, то есть такое чувство гдѣ нѣтъ животной трусости, а есть одно лишь сознаніе того, что не слѣдуетъ дѣлать, дабы не нарушить завѣтовъ Божіихъ, нравственныхъ законовъ человѣческихъ и тѣмъ не причинять себѣ страданій душевныхъ. И вотъ, если судьбѣ угодно будетъ послать намъ такое время, когда люди сознаютъ свои права и обязанности, когда они съ уваженіемъ будутъ относиться одинъ къ другому и станутъ свято чтить велѣнія совѣсти, лучшимъ выразителемъ коихъ является законъ Божій и человѣческій, тогда уже не будутъ „литься рѣки слезъ", не будетъ той вражды и розни, которыя нынѣ наблюдаются.
Когда это будетъ? Трудно сказать; но несомнѣнно одно, что къ этому необходимо стремиться, и, вѣроятно, человѣчество не перестанетъ улучшаться, ибо иначе нельзя будетъ жить.
Стремясь къ достиженію счастья людей, къ ихъ усовершенствованію нравственному и всякому иному, нельзя возвращаться вспять, нельзя желать того, чѣмъ люди запугивали другъ друга во времена, уже минувшія. Вѣдь, если возвратить тѣлесное наказаніе, какъ того желалъ-бы авторъ приведеннаго выше письма, то почему бы не возвратить и рабства, которое когда-то было и держало людей въ повиновеніи гораздо сильнѣе всякихъ розогъ.
Нѣтъ, уже лучше будемъ стремиться къ новому, къ хорошему, да сохранять изъ стараго также хорошее, а о худшемъ давайте лучше забудемъ. Не силой и страхомъ счастье достается, а вѣрой, любовью и разумѣніемъ. „Сила не въ силѣ, сила въ любви".
В. Черноземовъ.
[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 60, стр.2-3]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"