Найти в Дзене
Чтец смыслов

Об истинном сокровище

Остров Анзер. Голгофо-Распятский скит
Остров Анзер. Голгофо-Распятский скит

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

Слово в неделю по Воздвижении Честного Креста Господня

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36)

Эти слова Господа показывают, что мы, люди, живя в настоя­щей жизни, своей деятельностью и своими трудами можем приобрести для нашего тела весьма много, а для нашей души не сделать совершенно ничего, так что, когда перейдем из настоящей, временной жизни в жизнь будущую, вечную, наша душа может оказаться тогда совершенно нагой, безоб­разной и не только не быть удостоенной брачного чертога — вечного блаженства, но и быть осужденной на низвержение во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 22,13). Такая жизнь весьма несчастна и даже прямо противна благо­разумию, каким всякий человек, как существо, одаренное разумом, должен управляться в жизни.

Как отвратить такую беду? Что надобно достать для души, чтобы не погубить ее? На этот для всякого из нас весьма важный вопрос дает ответ Сам Господь: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19-20). Таким образом, каждый человек, находясь на земле, должен приобретать сокровища нетленные и вечные — сокровища, несравненно драгоценнейшие всех земных сокровищ, как они ни ценились бы высоко и как ни много доставляли бы нам удовольствия.

Какие это сокровища?

Одно из таких сокровищ есть истинно просвещенный разум. Кто непрестанно старается обогащать свой разум полезными сведениями и употребляет его особенно на то, чтобы познать Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа; кто часто размышляет об истинах той мудрости, которую при­нес нам Иисус Христос, и основательно узнаёт, что угодно Господу Богу и в чем состоит истинное благополучие и зло­получие человека; кто любит часто заниматься размышле­нием о достопоклоняемой Божией любви, которая видна во всем, что Бог для нас предпринял, сделал и делает — тот приобретает себе сокровище весьма драгоценное, несравни­мое ни с каким земным сокровищем, ибо сия есть жизнь веч­ная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, — сказал Господь в Своей последней молитве Своему Отцу Богу (Ин. 17, 3). То есть истинное познание Бога Отца и Господа Иисуса Христа преобра­жает всё сердце человека, влагает в него вечную жизнь еще на земле и верно ведет его к вечной, блаженнейшей жизни на небесах.

Другое нетленное и вечное сокровище, какое можем приобретать на земле, есть неизменяемая решимость делать, вопреки всем нашим чувственным требованиям, единственно то, что угодно Господу Богу. Кто всякий день приучается поступать и поступает согласно с волей Божией, а не с тем, чего желает его поврежденная природа или плоть, к чему рас­полагает мир и исконный наш враг; кто для обуздания своей чувственности и для устранения себя от вредных действий мира и исконного врага зорко наблюдает за собой и неопустительно употребляет нужные для того меры, не щадя себя, и таким образом неутомимо и ревностно старается обога­щаться и обогащается богоугодными делами и прилепляется к Богу так твердо, что его решимость угождать Богу не могут поколебать не только никакие обещания земные и угрозы лишения их разных земных выгод, но даже и самые муки, — тот великий человек: тот богатеет в Бога (Лк. 12,21), тот при­обретает сокровища, которые идут с ним в вечность и там доставляют ему несказанное блаженство. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, — говорит Господь, побе­дитель сатаны и мира (Откр. 3, 21).

Третье сокровище, которое мы можем приобретать вся­кий день и переносить с собой в вечность, есть человеколю­бие. Любовь делает нас блаженными еще на земле. Обладание самыми величайшими земными сокровищами не может доставить нам такого сладкого удовольствия, какое достав­ляет любовь к ближним. Какое спокойствие господствует в нашей душе, когда мы преодолеваем в себе буйные страсти: гнев, зложелательство и мщение — и когда начинает в нас господствовать искреннее доброхотство всем людям! Как радостны дни, в которые нам случается сделать кому-нибудь какое-либо дело человеколюбия: утешить печального, спасти несчастного, примириться с врагом и т. п.! Но это сокровище переходит с нами в вечность. Как здесь, на земле, любовь есть верный знак истинного христианства, так на небесах она есть душа всех небожителей. На небесах с избытком вознаграж­дено будет всякое утешение, каким здесь, на земле, ободряем скорбного, всякая радость, какую доставляем печальному, всякий кусок хлеба, какой подаем голодному! Всё это будет принято и оценено так, как будто бы мы сделали то для Самого Господа, нашего Спасителя и Бога. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, — сказал Он (Мф. 25, 40).

Есть и еще сокровище, которое можем собирать для веч­ности, — сокровище весьма драгоценное, именно: усердное старание исправлять живущих около нас ближних и вести их с собой в блаженную вечность. Если бы кому-либо из нас посчастливилось обратить развратного человека к Богу и если бы по смерти этот человек встретился с ним у Бога, то какое это сокровище для обратившего! Какая радость! Если бы, например, я был так счастлив, что та или другая моя проповедь кого-либо тронула, отвлекла от порока и возбудила твердое расположение постоянно и сердечно угождать Богу; если бы таким образом я сделался орудием спасения человека и, по моей смерти встретив того человека в вечности, привел его к Богу и сказал: «Владыко Господи! Вот одна из душ, которых Ты мне вверил»; если бы там собралось около меня еще немало других ближних, которые благодарили бы меня за свое блаженство, — то это какое было бы там для меня сокровище! Бесценное сокровище! Ссыпьте, все земные цари, несметные ваши сокровища в одну кучу и предлагайте мне их вместо сего сокровища — отвергну всё! Куча золота и дра­гоценных камней, хотя бы она была больше нашей Твери, может радовать меня очень слабо, и то только некоторое время; радость небесная есть блаженство вечное, блаженство истинное, ни с чем не сравнимое!

Но это блаженство, это сокровище не принадлежит только учителям веры. Все мы можем наслаждаться этим бла­женством, все можем приобрести ото сокровище, потому что все мы более или менее находимся в связи с другими людьми и поэтому все более или менее можем действовать и дей­ствуем на других. Если бы все мы в своем положении, по своим силам и по своим обстоятельствам способствовали исправлению своих ближних, то как много добра приобрели бы себе для вечности! Если бы земное начальство путем покровительства и споспешествования вере, посредством мудрых распоряжений, справедливого наказания зла, награж­дения добродетели и собственным назидательным примером производило в подчиненных ему любовь к добру и отвраще­ние от зла; если бы всякий отец, всякая мать своим беспороч­ным поведением, тщательным наставлением и отдалением всех случаев ко злу клали в сердца своих детей семена истин­ного благочестия; если бы всякий хозяин для своего дома и всякий учитель в науках и искусствах для своего ученика были ангелами хранителями на земле и руководителями к небесам; кратко: если бы все мы старались в настоящей жизни укреплять добрых на пути добродетели, заблуждаю­щихся снабжать истинами и совратившихся с пути благо­честия возвращать на него благовременными и искренними увещаниями, если бы мы, спасая собственную душу, все ста­рались спасать от погибели и других, то какое сокровище мы собрали бы себе для вечности! Этого сокровища ни моль не точит, ни ржа не ест, ни вор не крадет — ничто не истреб­ляет и не отнимает. Это сокровище нетленно, как наша душа, как вечность и Бог. У нас может быть отнято всё: деньги, дом, всякое имущество, родители, друзья; но это сокровище неотъемлемо, оно всегда остается с нами на земле и непре­менно переходит с нами в вечность.

Так, истинно просвещенный разум, неизменная реши­мость во всем угождать Богу и постоянное угождение Ему, человеколюбие и усердное старание исправлять живущих около нас ближних, суть сокровища истинно бесценные. Они одни делают жизнь человека прекрасной; без них всякий счастливец мира — несчастен. Они остаются с человеком и тогда, когда у него всё исчезает. Они доставляют ему спо­койствие в жизни даже в то время, когда все его ближние вооружаются на него или бегут от него. Эти сокровища обра­щают для нас смерть в радостного вестника о нашем избав­лении и сопровождают нас в Царство славы, дабы там одарить нас вечным блаженством.

Братья! Все непрестанно и всеусильно старайтесь при­обретать эти сокровища! Не иные, а только эти сокровища суть сокровища действительные; только эти сокровища вечны, и именно только этими сокровищами приобретается нами вечное блаженство! Аминь.