Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
Слово в неделю по Воздвижении Честного Креста Господня
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36)
Эти слова Господа показывают, что мы, люди, живя в настоящей жизни, своей деятельностью и своими трудами можем приобрести для нашего тела весьма много, а для нашей души не сделать совершенно ничего, так что, когда перейдем из настоящей, временной жизни в жизнь будущую, вечную, наша душа может оказаться тогда совершенно нагой, безобразной и не только не быть удостоенной брачного чертога — вечного блаженства, но и быть осужденной на низвержение во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 22,13). Такая жизнь весьма несчастна и даже прямо противна благоразумию, каким всякий человек, как существо, одаренное разумом, должен управляться в жизни.
Как отвратить такую беду? Что надобно достать для души, чтобы не погубить ее? На этот для всякого из нас весьма важный вопрос дает ответ Сам Господь: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19-20). Таким образом, каждый человек, находясь на земле, должен приобретать сокровища нетленные и вечные — сокровища, несравненно драгоценнейшие всех земных сокровищ, как они ни ценились бы высоко и как ни много доставляли бы нам удовольствия.
Какие это сокровища?
Одно из таких сокровищ есть истинно просвещенный разум. Кто непрестанно старается обогащать свой разум полезными сведениями и употребляет его особенно на то, чтобы познать Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа; кто часто размышляет об истинах той мудрости, которую принес нам Иисус Христос, и основательно узнаёт, что угодно Господу Богу и в чем состоит истинное благополучие и злополучие человека; кто любит часто заниматься размышлением о достопоклоняемой Божией любви, которая видна во всем, что Бог для нас предпринял, сделал и делает — тот приобретает себе сокровище весьма драгоценное, несравнимое ни с каким земным сокровищем, ибо сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, — сказал Господь в Своей последней молитве Своему Отцу Богу (Ин. 17, 3). То есть истинное познание Бога Отца и Господа Иисуса Христа преображает всё сердце человека, влагает в него вечную жизнь еще на земле и верно ведет его к вечной, блаженнейшей жизни на небесах.
Другое нетленное и вечное сокровище, какое можем приобретать на земле, есть неизменяемая решимость делать, вопреки всем нашим чувственным требованиям, единственно то, что угодно Господу Богу. Кто всякий день приучается поступать и поступает согласно с волей Божией, а не с тем, чего желает его поврежденная природа или плоть, к чему располагает мир и исконный наш враг; кто для обуздания своей чувственности и для устранения себя от вредных действий мира и исконного врага зорко наблюдает за собой и неопустительно употребляет нужные для того меры, не щадя себя, и таким образом неутомимо и ревностно старается обогащаться и обогащается богоугодными делами и прилепляется к Богу так твердо, что его решимость угождать Богу не могут поколебать не только никакие обещания земные и угрозы лишения их разных земных выгод, но даже и самые муки, — тот великий человек: тот богатеет в Бога (Лк. 12,21), тот приобретает сокровища, которые идут с ним в вечность и там доставляют ему несказанное блаженство. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, — говорит Господь, победитель сатаны и мира (Откр. 3, 21).
Третье сокровище, которое мы можем приобретать всякий день и переносить с собой в вечность, есть человеколюбие. Любовь делает нас блаженными еще на земле. Обладание самыми величайшими земными сокровищами не может доставить нам такого сладкого удовольствия, какое доставляет любовь к ближним. Какое спокойствие господствует в нашей душе, когда мы преодолеваем в себе буйные страсти: гнев, зложелательство и мщение — и когда начинает в нас господствовать искреннее доброхотство всем людям! Как радостны дни, в которые нам случается сделать кому-нибудь какое-либо дело человеколюбия: утешить печального, спасти несчастного, примириться с врагом и т. п.! Но это сокровище переходит с нами в вечность. Как здесь, на земле, любовь есть верный знак истинного христианства, так на небесах она есть душа всех небожителей. На небесах с избытком вознаграждено будет всякое утешение, каким здесь, на земле, ободряем скорбного, всякая радость, какую доставляем печальному, всякий кусок хлеба, какой подаем голодному! Всё это будет принято и оценено так, как будто бы мы сделали то для Самого Господа, нашего Спасителя и Бога. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, — сказал Он (Мф. 25, 40).
Есть и еще сокровище, которое можем собирать для вечности, — сокровище весьма драгоценное, именно: усердное старание исправлять живущих около нас ближних и вести их с собой в блаженную вечность. Если бы кому-либо из нас посчастливилось обратить развратного человека к Богу и если бы по смерти этот человек встретился с ним у Бога, то какое это сокровище для обратившего! Какая радость! Если бы, например, я был так счастлив, что та или другая моя проповедь кого-либо тронула, отвлекла от порока и возбудила твердое расположение постоянно и сердечно угождать Богу; если бы таким образом я сделался орудием спасения человека и, по моей смерти встретив того человека в вечности, привел его к Богу и сказал: «Владыко Господи! Вот одна из душ, которых Ты мне вверил»; если бы там собралось около меня еще немало других ближних, которые благодарили бы меня за свое блаженство, — то это какое было бы там для меня сокровище! Бесценное сокровище! Ссыпьте, все земные цари, несметные ваши сокровища в одну кучу и предлагайте мне их вместо сего сокровища — отвергну всё! Куча золота и драгоценных камней, хотя бы она была больше нашей Твери, может радовать меня очень слабо, и то только некоторое время; радость небесная есть блаженство вечное, блаженство истинное, ни с чем не сравнимое!
Но это блаженство, это сокровище не принадлежит только учителям веры. Все мы можем наслаждаться этим блаженством, все можем приобрести ото сокровище, потому что все мы более или менее находимся в связи с другими людьми и поэтому все более или менее можем действовать и действуем на других. Если бы все мы в своем положении, по своим силам и по своим обстоятельствам способствовали исправлению своих ближних, то как много добра приобрели бы себе для вечности! Если бы земное начальство путем покровительства и споспешествования вере, посредством мудрых распоряжений, справедливого наказания зла, награждения добродетели и собственным назидательным примером производило в подчиненных ему любовь к добру и отвращение от зла; если бы всякий отец, всякая мать своим беспорочным поведением, тщательным наставлением и отдалением всех случаев ко злу клали в сердца своих детей семена истинного благочестия; если бы всякий хозяин для своего дома и всякий учитель в науках и искусствах для своего ученика были ангелами хранителями на земле и руководителями к небесам; кратко: если бы все мы старались в настоящей жизни укреплять добрых на пути добродетели, заблуждающихся снабжать истинами и совратившихся с пути благочестия возвращать на него благовременными и искренними увещаниями, если бы мы, спасая собственную душу, все старались спасать от погибели и других, то какое сокровище мы собрали бы себе для вечности! Этого сокровища ни моль не точит, ни ржа не ест, ни вор не крадет — ничто не истребляет и не отнимает. Это сокровище нетленно, как наша душа, как вечность и Бог. У нас может быть отнято всё: деньги, дом, всякое имущество, родители, друзья; но это сокровище неотъемлемо, оно всегда остается с нами на земле и непременно переходит с нами в вечность.
Так, истинно просвещенный разум, неизменная решимость во всем угождать Богу и постоянное угождение Ему, человеколюбие и усердное старание исправлять живущих около нас ближних, суть сокровища истинно бесценные. Они одни делают жизнь человека прекрасной; без них всякий счастливец мира — несчастен. Они остаются с человеком и тогда, когда у него всё исчезает. Они доставляют ему спокойствие в жизни даже в то время, когда все его ближние вооружаются на него или бегут от него. Эти сокровища обращают для нас смерть в радостного вестника о нашем избавлении и сопровождают нас в Царство славы, дабы там одарить нас вечным блаженством.
Братья! Все непрестанно и всеусильно старайтесь приобретать эти сокровища! Не иные, а только эти сокровища суть сокровища действительные; только эти сокровища вечны, и именно только этими сокровищами приобретается нами вечное блаженство! Аминь.