Мне бы хотелось сегодня поговорить на очень-очень важную, на мой взгляд, тему. А именно, на тему рефлексии. Я тут сидела и анализировала прошедшую рабочую неделю и начала осознавать, что я сделала верно, а над чем мне нужно поработать, подумать, попробовать другой вариант. Анализировала я и свои чувства, эмоции, желания за прошедшую неделю. И начала потихоньку распутывать клубок, который есть у сомневающихся людей: "А так ли это? А как тогда это всё получилось?". И этот клубок потихоньку начал распутываться, и тогда я задала себе совсем другой вопрос: "А у всех ли этот клубок есть?"
Ребёнок до 6 лет воспринимает все слова взрослого как непреложную истину. Также как и его действия, его поступки, его эмоции. И только потом он начинает искать и сомневаться: "А всё ли точно так, как говорили мне мама и папа?". Проблема в том, что часто всё не так, и родители сами путаются в своих чувствах, эмоциях: не рефлексируют. Хотя надо бы, очень надо — для того, чтобы иметь возможность разобраться, как поступить в данной конкретной ситуации и выбрать то, что действительно ей поможет, этой ситуации.
Впрочем, я наверное загрузила вас теорией и философскими рассуждениями. Поговорим конкретикой. Вот, скажем, ребёнок лет 4 не хочет есть кашу, и так своим любящим маме и папе и сообщает: "Я не хочу есть кашу". Что делают мама и папа, у которых плохо работает рефлексия? Они включают "надсмотрщика" и говорят: "Если не будешь есть кашу, не вырастешь умным". А ребёнок, конечно же, хочет быть умным, и давится в слезах этой кашей. В голову кто-то в детстве вложил, что "надо есть кашу", а как и почему, родители, к сожалению, разобраться не удосужились.
Так вот, если, скажем у родителей работает рефлексия хорошо, они поговорят с ребёнком, обсудят с ним это: "А почему ты не хочешь есть кашу?". И уже в зависимости от этого смогут ребёнку помочь. Скажем, если ребёнок скажет: "Каша горячая", они могут ответить: "Ты можешь погулять, поиграть и т.д., прийти через 10 минут, и она точно уже остынет". Или если, к примеру, он отвечает: "Она невкусная", предложить ему поесть что-то другое. Нет, мы в этот момент не подсаживаем его на мороженое и конфеты.
В этот момент происходит удивительная вещь. Ребёнок учится сразу трём вещам одновременно. Во-первых, он учится слушать себя и свои желания, учится искать себя, учится быть собой, потому что он знает, что его голос важен и нужен, ведь родители его услышали, значит, его желания важны. Во-вторых, он учится мыслить логически, анализировать. Потому что для того, чтобы понять, почему кашу есть не хочется, надо сначала напрячь мозг и как следует подумать. А в-третьих, он учится искать варианты решения проблемы, и это ценнейший навык.
Это и есть рефлексия. Цепочка "Я хочу — Как я могу это устроить?" очень и очень важное звено в развитии человека. Собственно, это цепочка развитие как раз и толкает. Потому что "Я хочу иметь рядом счастливого человека — Я буду стараться делать так, чтобы он был счастлив", "Я хочу работать программистом — Я пойду в институт учиться на программиста (закончу курсы, освою самостоятельно и т.д.)". И так далее и так далее. Главное, что есть это "Я хочу", а не "Мне ничего не нужно" только из-за того, что родители в детстве сказали: "Тебе это не нужно".
И очень важный момент — хорошо бы не подавить "Я хочу" ребёнка. Но для этого нужно знать это для себя, и периодически самому себе задавать этот вопрос: "А чего я хочу и как могу это устроить?". И разговаривать с другими людьми (с ребёнком в том числе), и договариваться, и искать и находить варианты между "Я хочу" и "А я хочу". Это и есть то самое воспитание, которое помогает ребёнку развиваться везде — в профессии, в личных отношениях, в дружеских отношениях — да вообще везде.