Мы, ойраты 21-го века, не всегда представляем сложности и трудности, с которыми сталкивались наши предки на протяжении многих столетий и тысячелетий истории Степи и Человечества - со многих сторон грозили сильные враги, некоторые соседние народы регулярно и нерегулярно организовывали большие и небольшие набеги на ойратские кочевья, а уж в периоды междоусобиц силы и так небольшого народа подрывались совершенно. В этой связи довольно интересными являются фольклорные сведения казахов, собранные об ойратах - калмыках и записанные знаменитым (и, как даже утверждается, первым) казахским ученым-востоковедом, чингизидом Чоканом Валихановым в 19 веке. В этой "дзеновской" статье мы рассмотрим эпизод противостояния одного ойратского стрелка из фитильного огнестрельного оружия и, как выражается Чокан Валиханов, "нескольких смельчаков" из казахов. Далее цитируем:
"В одной из пещер в степи засели калмыки. У входа сидел один стрелок с знаменитым тогда корама черным ружьем (калмык из него стрелял сайг через Иртыш): после смерти нескольких смельчаков, никто из батырей не смел идти. Вдруг выезжает на буланой лошадке Сыргелинец Илчибек батырь и отправляется на калмыка мелкой рысцой. Все ожидают с трепетом, что он сейчас падет. Ильчибек, доехав таким образом довольно близко, вдруг устремился, калмык приложил фитиль — осечка и не успел приложить еще раз, как был изрублен батырем. Когда его спрашивали о причине того, что он ехал все рысью, он отвечал: калмык хотел моей лошади и дожидался, чтобы я подъехал ближе, я же рассчитывал, что пока я буду ехать, на фитиле образуется большой нагар и после даст осечку. У киргиз вошло в пословицу — фитиль с нагаром курунова черного ружья."
История, записанная со слов казахских источников Чоканом Валихановым, конечно, на самом деле довольно драматична, причем для обеих сторон, но несомненно свидетельствует о высокой оценке мастерства ойратских стрелков со стороны казахских участников этого боя. С позиции людей 21-го века также отметим, что некоторые не совсем добросовестные (а может и просто невнимательные) казахстанские авторы часто используют эту историю в контексте поединка, то есть утверждая о военной хитрости казахского батыра, якобы сумевшего легко победить ойратского "мергена" и не упоминая о "нескольких смельчаках", уже сраженных в этом бою одним единственным храбрым ойратом, и еще нескольких возможно "не таких смельчаков", которые не решились атаковать одинокого воина и даже "ожидали с трепетом", что казахский батыр "сейчас падет". Несомненно, для объективного описания сражений крайне желательно иметь описание имевшей место ситуации от проигравшей или от третьей стороны, чтобы потом война не продолжалась до нового победного конца в умах недобросовестных авторов. И в заключение добавим, что ойраты и казахи - два довольно близких и родственных народа, по меткому выражению одного нашего ойратского хана "почитающиеся за родню", а по выражению казахов, являющиеся "нагашами" (ойратский - калмыцкий аналогичный термин - "наhцнр", родственники со стороны матери).