Найти тему
Андрей Ортега

Критика: как отличить доброжелателя от врага?

Оглавление
Источник: https://29.ru/text/politics/66159427/
Источник: https://29.ru/text/politics/66159427/

В любой организации, будь то госаппарат, офис, школа, больница, завод, церковь или что-то еще, бывают свои проблемы — маленькие или крупные, свежие или запущенные, легкие, тяжелые или вовсе непосильные. Отношение руководства организации к проблемам тоже бывает разным.

Обычные люди, которых касаются эти проблемы, как правило, страдают больше, чем руководство. Поэтому с их стороны естественно слышать жалобы и критику. Они не в силах решить проблемы самостоятельно и вынуждены говорить. Таких людей я буду называть доброжелателями. Их можно понять, есть смысл к ним прислушаться.

Однако далеко не всегда критика предлагается человеком с целью развития организации, повышения качества работы или жизни. В некоторых случаях к критике прибегают оппоненты организации — люди, желающие навредить ей, уничтожить ее или свергнуть власть. Я буду называть их врагами.

Какая разница?

С первого взгляда отличить доброжелателя от врага бывает затруднительно. Оба недовольны, оба ворчат на плачевное положение дел. Оба могут переносить критику с проблемы на руководство, которое до сих пор ее не решило. «Куда они смотрят? Зачем нам такие руководители, которые ничего не делают?»

По этой причине сторонники организации склонны допускать ошибки в своем восприятии критикующей стороны.

1. Например, человека, выражающего любое недовольство, могут автоматически записывать во враги. «Не нравится? Ах ты негодяй, лодку раскачиваешь!» И гонят его в шею, подавляя всякую надежду на перемены к лучшему. При таком раскладе изгнанный критик приходит к убеждению, будто организация в принципе не способна решать проблемы — из-за таких вот гонителей, воспринимающих любую критику в штыки.

2. Но есть и другая сторона медали — когда любого критика, включая и врага, не глядя записывают в доброжелатели и немедленно одобряют его курс на разрушение. Последствия вам хорошо известны: толпы одураченных единомышленников синхронно скачут под вопли координатора, хором повторяют какой-нибудь лозунг и по сигналу кричат президенту: «У-хо-ди! У-хо-ди!»

Обе ошибки в восприятии критика губительны для качественной и спокойной жизни, задуманной изначально. Поэтому я считаю крайне важным для каждого человека уметь отличать доброжелателя от врага.

Речь не о тоне голоса

Подача критического материала имеет немалое значение. Например, в этой статье говорится о том, что конструктивный критик не пытается обидеть, старается помочь, культурен, участвует в исправлении проблемы и так далее. Всё это красит его как человека и облегчает взаимопонимание.

Однако не все люди хорошо воспитаны. Не все достаточно хорошо образованны, чтобы разбираться в той сфере деятельности, в которой у них возникают проблемы. Не все владеют достаточной эмпатией, чтобы доносить свои мысли грамотно и безобидно. Но и у таких людей бывают проблемы, о которых они вынуждены говорить.

Источник: http://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/razvitie-lichnosti/kak-konstruktivno-ukazat-na-oshibku/
Источник: http://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/razvitie-lichnosti/kak-konstruktivno-ukazat-na-oshibku/

Грубость и бестактность может коррелировать с враждебностью. Но я допускаю, что даже среди людей, критикующих грубо и резко, могут найтись доброжелатели, которые просто не умеют донести свои мысли как следует. А среди культурных людей, стремящихся, казалось бы, к мирному решению проблем, могут оказаться враги.

Надежный критерий

Как же отличить конструктивные намерения от деструктивных? Как отличить доброжелателя от врага?

Спорная критика обыкновенно состоит из двух элементов: проблемы и предлагаемого решения.

Схема рассуждения критика
Схема рассуждения критика

Приведу пример: в России плохие дороги. Кто-то считает, что президенту Владимиру Путину, к примеру, нет дела до наших дорог. Сплошные ямы и дыры по всей России. Народ страдает! Плохой Путин, дороги плохо чинит! Давайте другого президента, другой починит хорошо!

Конкретный пример рассуждения
Конкретный пример рассуждения

Здесь есть предмет критики (плохие дороги) и предлагаемое решение проблемы (сменить действующую власть).

По такой схеме может рассуждать как доброжелатель, так и враг. Да, доброжелатель действительно может считать, что проблема решается сменой руководства!

Но есть одно важное отличие — фокус.

Что для критика важнее: проблема или предлагаемое решение?

У доброжелателя в фокусе проблема.

Фокус доброжелателя
Фокус доброжелателя

Доброжелателя волнует именно предмет критики — дороги. Такой человек имеет цель повысить качество дорог. А потому он готов рассмотреть различные решения проблемы, которая так его заботит. Например, он согласится подумать о соразмерных источниках постоянного финансирования этого дела: страна большая, денег нужно много — гораздо больше, чем некоторые способны вообразить. Или он поищет более долговечную технологию дорожного покрытия вместо традиционных «заплаток» на один сезон.

Доброжелатель рассматривает альтернативы
Доброжелатель рассматривает альтернативы

У противника фокус не на проблеме, а на том решении, которое он предлагает.

Фокус врага
Фокус врага

Для врага проблема — это всего лишь повод протолкнуть желаемое решение: сменить действующую власть. Никакие другие варианты его не интересуют: он уже определился. Он старательно будет внушать всем вокруг, что другого выхода нет, что без революции ремонт дорог невозможен, что рыба гниет с головы и так далее.

Врага интересует непременное удовлетворение его истинных интересов.
Другие решения проблемы он отрицает, игнорирует или считает невозможными
Врага интересует непременное удовлетворение его истинных интересов. Другие решения проблемы он отрицает, игнорирует или считает невозможными

Заключение

Хотите понять, кто перед вами? Предложите сомнительному критику альтернативные решения обозначенных им проблем, и вы сможете легко отличить доброжелателя от врага. Но в любом случае не спешите нападать на него, иначе конструктивного диалога вам не видать.

Если же вы сами выступаете в роли критика тех или иных деятелей, то ради самоанализа задайте себе вопрос:

— Успокоюсь ли я, если деятели сумеют решить обозначенные мною проблемы, не покидая своих постов?

Если да, то я доброжелатель и хочу как лучше. Тогда мне следует поискать более конструктивные подходы к работе над проблемой.

А если нет, то я просто ненавижу этих людей и желаю противостоять им любой ценой. Вероятно, поэтому они не хотят меня слушать.