Найти тему

Сообщенія и письма. (1905, № 61)

Деревня Молдавка, Кантакузенской волости, Ананьевскаго уѣзда, Херсонской губ.

На лѣвомъ берегу маленькой рѣченки Черталки расположена деревня Молдавка, которая въ лѣтнее время, утопая въ зелени деревьевъ, представляетъ собой очень красивую живописную картину. Населеніе деревни достигаетъ слишкомъ 500 душъ обоего пола, а дворовъ насчитывается 86. Жители занимаются, исключительно, хлѣбопашествомъ. Земля у крестьянъ даровая. Для веденія хозяйства, разумѣется, даровой земли не хватаетъ, а потому крестьянамъ приходится снимать оную у арендатора, который снялъ землю у мѣстнаго владѣльца князя К.

Въ деревнѣ имѣется одна казенная винная лавка, которая, кстати сказать, искоренила пьянство, свирѣпствовавшее долгіе годы въ кабакѣ. Пьянству въ Молдавкѣ очень способствовалъ также и винокуренный заводъ, который, двадцать слишкомъ лѣтъ тому назадъ, былъ разрушенъ до основанія отъ взрыва паровыхъ котловъ, съ тѣхъ поръ пересталъ существовать заводъ, но пьянство, пустившее далеко свои корни въ нѣдры молдавцевъ, стало гибнуть только тогда, когда появилась казенка.

Съ паденіемъ одного порока въ Молдавкѣ сталъ проявляться другой — это штундисты. Темное безграмотное населеніе, черезъ свое невѣжество, не понимая истиннаго смысла христіанскаго ученія, прельщенное врагами православія, дерзнуло отречься отъ церкви Христовой.

Въ Молдавкѣ нѣтъ ни церкви, ни школы, ни молитвеннаго дома, и населеніе большею частью безграмотно, грамотны только тѣ, которые выучились будучи въ солдатахъ. Было бы гораздо полезнѣе для крестьянъ, еслибы они вмѣсто того, чтобы вникать въ догматы вѣры православной, недоступной для ихъ ума, устроили бы себѣ хотя скромное приходское училище, чтобы дѣти ихъ не остались такими же темными непросвѣщенными свѣтомъ ученія Христова, какъ и ихъ родители. Странно, деревня съ полутысячнымъ населеніемъ не въ состояніи понести издержки, самыя ничтожныя на содержаніе такого полезнаго учрежденія какъ училище. А вѣдь, безъ него все населеніе гибнетъ и коченѣетъ во тьмѣ невѣжества, какъ духовно такъ и тѣлесно.

Частный обыватель.

---------------------

Деревня Верхне-Чемы, Томскаго уѣзда и губерніи. Наша деревня стоитъ на берегу большой судоходной рѣки Оби, построены дома въ одну улицу, поэтому она растянулась на 2 версты. Населенія насчитывается 200 надѣльныхъ душъ приписныхъ, да еще неприписныхъ, такъ называемыхъ у насъ разночинцевъ, 50 душъ. Всѣ крестьяне россійскіе, сибиряковъ нѣть, занимаются хлѣбопашествомъ и большая часть работаетъ зимой въ мастерскихъ, въ селѣ Берскѣ, валяную обувь (Берское по правую сторону рѣки Оби, а наша деревня по лѣвую), работаютъ исключительно одни мужчины съ 18-ти лѣтняго возраста, зарабатываютъ отъ 2 р. до 7 р. въ недѣлю на человѣка, столъ и весь инструментъ хозяйскій. Заработокъ это ремесло даетъ хорошій, жить нашимъ крестьянамъ можно хорошо, но въ томъ бѣда, что сгубило пьянство, не только въ праздничные дни, но даже во всякое время можно увидѣть пьяныхъ. Раньше кабаки были вольные, водку легко было достать во всякое время дня и ночи, а теперь казенная торговля — временная и тоже получается, что никакихъ трудовъ нѣтъ, чтобы достать водки, много развелось шинковъ, торгуютъ виномъ женщины.

Земля у насъ разрѣзана, надѣлъ пахотной земли около 10 десятинъ на душу, лѣсной — 3 десятины на душу, да луговой — 1 дес., поэтому у насъ недостатка въ пахотной землѣ нѣтъ, почти половина земли лежитъ не паханой, на которой растетъ березовый лѣсъ и трава, пашутъ какъ попало, кто гдѣ вздумаетъ, потому что земля раздѣлена на пашни, землепользованіе не общинное, а подворное, землю не удобряютъ, удобряютъ только въ огородахъ, навозу вездѣ достаточно много въ дворахъ, а иногда его вывозятъ въ овраги. Хлѣбъ родится хорошій, 100 и 150 пудовъ на десятинѣ пшеницы, а овса 100 пудовъ, сѣютъ исключительно пшеницу яровую, рожь яровую и овесъ. Въ деревнѣ школы не имѣется, почему всѣ не образованы; только которые получили образованіе въ Россіи, но тѣхъ очень мало. Какой приноситъ вредъ пьянство, понятія объ этомъ никакого не имѣетъ, а если объяснять — не вѣрятъ, даже смѣются. Благодаря устройству желѣзной дороги, которая много здѣсь ввела разныхъ новостей; много распространено сельско-хозяйственныхъ машинъ, а именно: молотилки, жнеи, сѣнокосилки, конныя грабли, вѣйки, сортировки, но плуговъ пока еще нѣтъ, только привезенные малороссами съ родины. Деревня наша стоитъ отъ Западно-Сибирской желѣзной дороги въ 20 верстахъ. Хорошо, если бы была школа въ своей деревнѣ, впрочемъ, школа недалеко, но неудобно, въ селѣ Берскѣ, въ которое наша деревня приходомъ; но такъ какъ село это расположено на противоположномъ берегу рѣки Оби, то много препятствуетъ эта большая рѣка лѣтомъ, если дѣтей отдавать въ школу, то нужно оставить на квартиру, доставлять съѣстные припасы въ сыромъ видѣ, приготовлять кушанье нужно нанимать — это для крестьянъ дорого стоитъ. Священникъ совѣтовалъ обществу построить школу свою, но они такъ объ ней даже говорить лѣнятся. Священникъ у насъ хорошій, протоіерей о. Гавріилъ Вишняковъ. Будь въ нашей деревнѣ школа, молодое поколѣніе, навѣрное бы, бросило старыя дурныя привычки — пьянство и воровство, которыя годъ отъ году все увеличиваются.

Подписчикъ Иванъ Евдокимовичъ Костинъ.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 61, стр.4]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира