В этой статье вы узнаете:
- ТОП-15 ошибок фрилансеров, которые мешают зарабатывать
- Что отличает Тебя от Маркетолога, который продаёт сайты за 200к
- Где сидят лояльные клиенты с бюджетом от 50 тысяч?
- Самый простой способ увеличить стоимость твоих услуг в 5 раз
- Как продавать на сотни тысяч за 2 встречи без аудита и тестовых заданий
- Как быстро перейти от 50к на стабильные 200-300 тысяч рублей в месяц
У каждого фрилансера есть история о том как его заказчик начинает мутить что-то не то. Каждая его правка кажется бесполезной и портящей твою шикарную работу.
И казалось бы в самом начале клиент рад и доволен, но потом в него как будто бес вселяется и он начинает творить…
Логотип побольше, кнопку на три пикселя вправо — ну ты знаешь
Фриланс, это место, где тебе платят как бы за результат, а не за процесс, как в офисе. В офисе есть время и есть зарплата за это время. А у тебя…
У тебя есть задача и есть гонорар за ее решение.
Заказчик заранее подразумевает, что твое время условно бесконечное и условно бесплатное — тебя можно мучить правками до потери пульса. Он ведь заплатил тебе за готовый сайт/контекст/смм/таргет, а не за несколько недель твоей работы. А готовый сайт — понятие растяжимое.
Но всего этого можно избежать!
Сначала стоит разобрать в первой проблеме. И так...
1. Скорее всего проблема в тебе, а не в клиенте.
С главным разобрались, теперь давай дальше.
Я понимаю, что глаз дергается вообще от любого упоминания правок, но за всю свою карьеру я сталкивался всего с тремя видами:
1. Тупые
2. Адекватные
3. Для души
Тупые - это что-то из разряда «давайте поменяем фон Инстаграма».
Они появляются от некомпетентности. Фрилансеры активно стебут клиентов, но предприниматели не обязаны знать этого. Они нанимают человека как раз для того, чтобы в этом не копаться. А почему они вмешиваются в работу, разберём чуть дальше.
Адекватные правки тоже бывают. Например сделать акцент на какой-то важной информации, убрать моменты, которые могут смутить их клиентов, даже поменять цвет.
К адекватным правкам от клиентов лучше прислушиваться и учитывать. Этот человек знает свой бизнес, как никто другой. И все хотят, чтоб получилось хорошо - поэтому, почему бы и да.
Правки для души — это те, которые ни на что не повлияют: лучше не сделают, но и хуже не будет - такие правки проще внести, чем спорить — в переделах разумного, конечно. Заказчик рад, результат не пострадал.
Можно бесконечно глумиться над этой темой, но у меня для тебя плохие новости…
Если твой клиент достаёт тебя правками - это значит, что уровень его тревожности зашкаливает.
Он не доверяет тебе как специалисту.
Ты когда приходишь к стоматологу, ты ж не управляешь его руками и не диктуешь порядок действий - потому что ты уверен, что перед тобой профи. Он учился, практиковался - он знает, как правильно.
Но если твой стоматолог с порога говорит, что никогда такого не делал, но очень постарается сейчас, роняет инструменты, руки дрожат - будешь ты у него вообще лечиться?
Правки обычно возникают по двум причинам:
- Во-первых заказчик может переживать, что ты сделаешь не так, как надо, ведь кто как не он лучше понимает свой бизнес и своих клиентов?
- Во-вторых заказчик может просто привык всем руководить (он ведь давно уже босс и все его слушают, он уже привык).
Больше никаких причин для кучи правок не существует, даже если тебе очень кажется обратное.
И чтобы победить эти правки есть несколько изящных решений и одно тупое.
Начнем с тупого, конечно
Самый плохой вариант победить правки — ограничить их. Сказать клиенту заранее, что ты меняешь не большее 20% макета, что ты делаешь только три итерации правок, пихать ему акты принятых работ на каждый чих и заставлять их подписывать… А можно просто все правки делать только за дополнительную плату.
Да, это можно, но нужно ли?
Есть куча людей, которые скажут тебе другое, есть куча фрилансеров которые так уже делают и это у них работает.
Но есть один нюанс…
Клиенты негативят.
Клиенты негативят по этому поводу. Клиентам такой подход НЕ НРАВИТСЯ.
Поставь себя на их место: я вот недавно заказывал дизайн интерьера своей новой квартиры. Читая договор я заметил, что там написано, что они готовят концепцию планировки квартиры в трех вариантах и если они мне не понравятся — я могу надиктовать им, какие правки внести.
Но только один раз.
А что будет, если после правок они все равно сделают не так, как я хотел?
В этом случае мне придется доплачивать за доработки. Это нормально?
Точно так же думает и клиент, когда видит твои ограничения.
У него и так стресс, он шагает в неизвестность — заказывает дорогую работу у незнакомого человека. Он не знает, как эта работа будет сделана и что вообще может случиться в процессе. А неизвестности он боится…
А тут еще ты: говоришь, что если что-то пойдет не так — ты не будешь ничего исправлять. И после этого удивляешься, что у тебя не покупают…
Они действительно есть и они простые. Независимо от того, что ты делаешь: сайт, смм, таргет, контекст, видео или тексты — тебе эти решения подойдут.
Уменьши его уровень тревожности
- Упакуйся.
- Сделай так, чтобы чисто внешне ты выглядел как эксперт, которому можно доверять.
- Про нормальную аватарку и настоящее имя в вк тебе уже можно не говорить, да? Ты ж и так в курсе.
- Выкати свои кейсы в публичный доступ: с историей, а не просто «вот циферки — вот картинка».
- Пиши умные посты, чтоб было понятно, что ты шаришь. Только давай обойдемся без «5 причин работать со мной» и «Я — молодой амбициозный таргетолог! Готов взять Ваш проект»
Будь уверен и спокоен
Всегда спокойно поясняй, почему те или иные правки делают итоговую работу хуже и вредят итоговой эффективности проекта.
Клиент НЕ ЗНАЕТ. Он хочет, чтобы было хорошо, он волнуется — поэтому пихает тебе все, что в голову приходит.
→ Лови универсальный алгоритм:
- Клиенту говори, что никаких ограничений нет и ты в любом случае доведешь работу до состояния, когда его все будет устраивать.
- Не ограничивай клиента в правках, но перед тем как согласиться — спрашивай зачем он это хочет эту правку внести. Какая у нее цель?
- Если тебе правка не нравится — спокойно и аргументированно объясни, почему не нравится и почему это плохо. А главное — как именно эта правка негативно повлияет на весь проект целиком.
- Если клиент все равно стоит на своем — СОГЛАШАЙСЯ.
- Удивляйся, что клиент вдруг соглашается, что правку вносить не надо
Знаю, урок не из приятных. Никто не любит думать, что проблема в нём, но ты примени хоть половину из то, что написано — и будет тебе счастье.