Каждый человек взрослеет по-разному и в свое время или не взрослеет.
Сегодня хочу написать статью о тех детях, которые повзрослели слишком рано, и о том, что делать, если ребенок или подросток подвергся или подвергается буллингу.
Мне буллинг знаком не понаслышке. Я его в полной мере ощутила начиная с 5 класса, когда у нас сменился классный руководитель. Все-таки классный руководитель - это определенный авторитет для детей, даже если он по сути таковым считаться не имеет права.
Наталья Олеговна, как я сейчас уже с образованием психолога и опытом понимаю, находилась в сильном переносе по отношению ко мне: худенькой, тихой отличнице, после уроков посещающей музыкальную школу и получающей аккуратные пятерки в дневнике и грамоты по окончании каждого класса. Я ей не понравилась. Она была совсем молодая, крупная, полная и грубая, без опыта работы, но с надежной поддержкой директора школы. Злоба и неадекватность руководителя была быстро считана детьми и тут началась травля.
Руководитель позволяла себе оскорбительные замечания в мой адрес, неуважительное отношение, она могла позволить себе назвать меня "ботаном", хотя из уст учителя это было крайне странно слышать. Дети подхватили идею и в один "прекрасный" день весь класс - 30 человек, устроил мне бойкот, который поддерживался и одобрялся Натальей Олеговной. Со мной просто никто не разговаривал. Вот так, ни за что. Руководитель общалась со мной исключительно по экстренным вопросам и неподобающим для школы тоном.
Я тяжело переживала травлю и бойкот, но гордо молчала и делала свое дело: училась на отлично и побеждала в олимпиадах, потому что знала в отличие от остальных: я должна учиться, я должна расти и развиваться, я должна быть сильной и смелой. Но плакала каждый вечер в подушку. Стали сниться кошмары. Тогда я еще не знала, что за такое учителя можно отстранить с работы с позором, а за некоторые выражения и поступки и засудить. И просто училась, училась, стиснув зубы и превозмогая душевную боль.
У меня появились друзья из других классов, по большей части ребята старше меня. И у них я многому научилась, мне было интересно с ними общаться. Постепенно ситуация наладилась, когда после 9 класса многие одноклассники ушли, а классный руководитель сменился, как и состав класса.
Но. Мое детство закончилось. И я уже не могла, не могу и никогда не смогу, только если не потеряю память, забыть это. И это всегда будет влиять на дальнейшие события в жизни, на мои ценности и общение с людьми. Просто я рано узнала, какими эти люди могут быть, оказавшись в толпе. И это интересные наблюдения.
Иногда я встречаю людей - по ним сразу видно, что они еще дети, что в душе они еще верят в Деда Мороза и розовых единорогов. Потому что их детство сложилось иначе и они смотрят на мир сквозь призму своего опыта, где не было ни травли, ни насилия, ни оскорблений, ни страха. И они не понимают осторожности, аккуратности, осмотрительности и избирательности тех, кто имеет иной опыт.
Рано или поздно взрослеют почти все. И начинают видеть розовый мир в разных красках и не только светлых, но и темных. Это теория вероятности: каждый день каждый человек "вытягивает свой билет" и неизвестно кто и что вытянет завтра чье детство продолжится, а чье закончится, столкнувшись с несправедливостью и холодом мира, как одной из его реальных сторон.
К сожалению, детство и наивность, веру только в добро и слоников не вернуть.
Но у меня есть и хорошие новости.
Если ребенок, к сожалению, столкнулся с буллингом в школе, то помимо множества отрицательных факторов можно постараться разглядеть и положительные: ребенок уже видит жизнь, людей во всех их проявлениях, такими какие они есть: разными.
Он уже может понять, где настоящий друг, а где предатель, отличить искреннее тепло от фальшивых улыбок, он становится избирательным в общении, чутким, у него развивается интуиция и эмпатия, осторожность, точность, аккуратность, он становится хитрым, умным и учится себя защищать, как лесной зверь.
Он умеет сочувствовать и сострадать другим. Он может себя защитить, он этому учится. Он становится сильным и смелым, обретает стержень и личность, он учится опираться на свое Я, которое ему приходится найти в стрессовой ситуации.
Да, это тяжело, да, это больно и страшно. Но к сожалению, такова жизнь. И мы берем то, что есть, и учимся быть сильными и счастливыми в тех обстоятельствах, которые выпали сегодня именно нам. Так развивается воля и характер.
Если Ваш ребенок подвергся травле в школе, необходимо действовать по всем фронтам: оказать ребенку поддержку и помощь и отвести к психологу, если он согласен, обратиться к учителю, детям, директору школы и если не помогает идти дальше, вперед, защищать своего ребенка, психологически и юридически, переводить в другую школу если понадобится, в зависимости от ситуации.
Но очень важно использовать эту травматичную ситуацию как ресурс для ребенка. Не все справляются сами, некоторым нужна поддержка и помощь.
Я справилась, и я верю в Вас и Вашего ребенка и готова поддержать в сложной ситуации психологически. Я работаю с детьми от 12 лет, это уязвимый и ранимый возраст для ребенка, особенно если он подвергся буллингу в школе.
Если Вы живете в радужном мире розовых пони, добрых идеальных людей, неспособных предать, обмануть и причинить зло, то я желаю Вам очень бережного и гармоничного взросления. Тем же, кому пришлось повзрослеть против воли совсем рано, тем кто потерял детство и его прелести, я желаю сил и веры в себя, только в себя!
С уважением и заботой, Ваш психолог Ольга Ильичева.