Я частенько просматриваю Никиткины школьные учебники. Надо быть «в теме», а еще мне любопытно, как изменились правила и подача материала с тех пор, как я училась в 3-м классе. И вот порой мне вспоминается фраза из фильма «Москва слезам не верит»: «Господи, Боже ты мой, какой же ..... это придумал?» О том, что подача материала и формулировки в учебниках часто не вписываются в детскую логику, высказываются многие родители. В общем, я частенько «перевожу» на детский язык сыну то, что хотел сказать автор учебника.
«Я всё ловлю на лету, но непонятно – что конкретно ты имела в виду?»
Недавно закрепляли понятие имени существительного. И вот формулировка из правила в учебнике по русскому языку: «Имя существительное отвечает на вопросы КТО?ЧТО? Может изменяться по команде вопросов». Точка….
Чего-чего? Какая команда? Каких вопросов? Ни примера, ни расшифровки – ничего, что помогло бы осознать ребёнку смысл этой формулировки. Я придерживаюсь той позиции, что ни одного непонятного ребёнку слова быть не должно. Что правило надо сначала понять, а потом запомнить. Искала, искала – спасибо нашему учителю – объяснил, что это значит! Итак:
изменяться по команде вопросов = изменяться по падежам
Да, пока дети еще не проходили и не знают, что такое падеж. Но автор ввел эту непонятную формулировку и почему-то не счел нужным на доступном примере пояснить: как это - изменяться по команде вопросов?
Как «объяснить на пальцах?»
В этом возрасте дети уже знают, что слово может изменяться (меняется окончание). Так, имя существительное может изменяться по числам, например, ед.число -кот/ мн.число - коты
Имя существительное может изменяться по команде вопросов:
Играл с кем? - с котом/Нет кого? – кота/Дал кому? - коту.
Разобрались? А теперь самое время вместе с ребенком выпить чаю и скушать чего-нибудь вкусненького)!