Найти тему

ОДА СТРАХУ

Все в этом мире имеет свою функцию. Нет ничего случайного или незначимого. Все связано друг с другом невидимыми нитями смыслов и взаимовлияния.

Так зачем нам нужен страх? В чем его роль?

Страх имеет очень важную функцию – он обеспечивает выживание человека. Ни больше ни меньше. Без наличия страха было бы невозможно обеспечить долгое существование единичной формы жизни, ибо страх защищает от разнообразных угроз среды, которые могут быть фатальными.

Страх часто не рационализируем и запускается автоматически в определенных ситуациях. Это та самая наша подсознательная реакция тела, которая задает такой алгоритм действия как «бей, беги или замри».

Страх имеет защитную функцию.

И тем не менее мы всеми силами стараемся от него избавиться, не хотим проживать это крайне неприятное состояние.

Почему так происходит?

Давайте начнем с самого начала. Вот маленький ребенок приходит в этот мир. Он как чистый лист, на котором еще нет никаких записей: нет понимания что хорошо, а что плохо и как правильно реагировать при взаимодействии с окружающими и со средой. Он не знает о принципах, законах этого пространства. Это все должны привить ему родители. И в первую очередь должны показать, какие угрозы есть в этом мире и как их избегать.

Должны научить его выживать (передать свой навык выживания). Ведь логично, раз взрослые дожили до возраста, когда могут завести ребенка, значит они адаптированы в этой среде, понимают правила этого мира, знают и об угрозах и умеют их обходить.

Взрослые показывают своим примером, каков правильный алгоритм реагирования в ситуациях, когда идет прямая угроза жизни.

И именно потому, что страх указывает на опасность – мы и стремимся от него избавиться, а на самом деле - избавиться от угроз. Испытывать состояние безопасности - это базовая потребность любого живого существа.

Рассмотрим два момента импринтирования страхов.

Первый. Страх взрослого – МАРКЕР опасной ситуации. Родители передают нам набор таких страхов – это те ситуации в их картине мира, которые могут угрожать их собственному выживанию.

Второй. То, как ведет себя взрослый при опасности – это ВЕРНЫЙ АЛГОРИТМ реагирования, ведь взрослый раз за разом ВЫЖИВАЕТ при встрече с этой угрозой.

-2

И вот тут начинается самое интересное.

Маленький ребенок принимает то, что ему передают безусловно, запечатлевает подобные родительские паттерны поведения, делая их своими настройками по умолчанию. И начинает проживать уже собственную жизнь исходя из этих настроек, а по сути, продолжая проживать через себя линию поведения своих родителей.

И когда я говорю о передаче родительских паттернов поведения, я конечно же имею ввиду не то, что и как говорит взрослый своему ребенку. Запечатление обычно происходит в очень раннем детстве, обычно до года- трех, когда ребенок еще не может понять сложных логических рационализаций передаваемых страхов, которыми оперируют взрослые.

Импринтирование состояний, и страхов в том числе, происходит на уровне тел бессознательно.

Телами мы тоже разговариваем друг с другом, обмениваясь информацией - состояниями. Поэтому эта информация об угрозах, минуя сознание, сразу записывается в подсознание, зачастую там и оставаясь. Вывод информации из подсознания в сознание – это отдельная большая тема и ее мы здесь касаться не будем.

Но реальность меняется. То, что было угрозой 1000, 100, и даже 10 лет назад – перестает быть таковой. Наши бабушки и дедушки еще помнили войну, они сталкивались с такими угрозами, которых в реалиях многих людей сейчас нет. Однако потомки транслируют страхи, характерные для этого периода истории – страх голода, страх насилия и т.п.

То есть паттерны реакций продолжают работать, хотя уже давно стали не актуальными.

И так поколение за поколением. Мы тянем в свою жизнь понимания и выводы своих пра-пра-пра - бабушек и дедушек, целесообразность которых в настоящий момент вовсе не ясна. Более того, при изменении среды эти реакции стали уже тормозом, якорем, так как не повышают адаптивности живой системы, а наоборот, уже сами стали угрозами выживания.

Вот в чем на самом деле надо разбираться.

Первое - в том, насколько тот набор страхов (набор угроз этого мира), что переданы родителями, актуальны в том времени, в котором вы проживаете сейчас? Насколько они сейчас реальны, а не вымышлены?

-3

И второе – насколько алгоритмы реагирования, переданные нашими родителями, действительно самые лучшие (лучшие – приводящие к большей адаптации к условиям окружающей среды, а значит и более целесообразные).

Чтобы повысить собственную адаптивность (а по сути - качество жизни), сначала нужно «инвентаризировать» все свои страхи, затем отсеять ненужные. И оставить те, которые помогают жить (как бы странно это не звучало).

Итак, для выяснения набора страхов, с которыми затем будем работать, ответим себе на три вопроса:

1. Какие страхи транслируют нам наши родители?

2. Какие паттерны реагирования передаются: драться, бежать или замереть?

3. Насколько эти страхи адаптивны под ту реальность, которая именно сейчас развернута в социуме? Под реальное положение вещей?

Выводы:

Страх – это базовое состояние человека, имеющее защитную функцию и помогающее выжить при контакте с угрозами среды.

Страх – это маркер угрозы, поэтому каждый вид угрозы имеет свой специфический страх (страх высоты – угроза разбиться, страх удушья – угроза задохнуться и т.д).

Набор страхов, как и алгоритмы ответа на эти угрозы, передают нам наши родители.