«Понять аристократов не так-то просто. Они радуются или огорчаются по поводу вещей для нас с вами незначительных, а для них жизненно важных. Они равнодушны к тому, что нам кажется важным, но боятся того, на что мы не обращаем внимания», — говорит падре Пирроне, персонаж фильма «Леопард».
Этот шедевр мирового кино, основанный на книге итальянского князя Джузеппе Томази ди Лампедуза, поможет не только узнать об аристократах немного больше, но и доставит огромной удовольствие эстетам, историкам и философам.
Снял «Леопард» / Il gattopardo (1963) великий режиссёр Лукино Висконти, граф, представитель древнего рода миланских патрициев, эрудит и человек с безупречным вкусом.
«Чтобы всё оставалось как прежде, нужны перемены», — девиз главного героя князя Фабрицио Салина актуален не только во времена Гарибальди, но и в наши дни.
Вот только проблема в том, что князь Салина по прозвищу Леопард с трудом выносит изменения в обществе, которые пришли со сменой правительства.
Не в восторге князь Салина и от того, что его племянник Танкреди решил жениться на Анжелике, дочери неотёсанного нувориша и внучке батрака по прозвищу Коровья Лепёшка.
Показательна сцена обеда: Танкреди отпускает пошлую шутку, Анжелика начинает громко хохотать, в ответ на это князь и остальные гости встают из-за стола и покидают комнату. Зритель понимает, что аристократы возмущены не Танкреди, а тем, что Анжелика не удосужилась вызубрить правила этикета перед тем, как присоединиться к их обществу.
Танкреди тоже коробит раскатистый хохот Анжелики.
«Мы леопарды и львы, нам на смену придут шакалы и овцы. И все мы — леопарды и львы, шакалы и овцы — будем считать себя солью земли», — эти слова Фабрицио Салина как нельзя лучше отражают идею фильма и книги.
Кстати, Берт Ланкастер, блистательно воплотивший образ сицилийского князя, был страшно далёк от аристократического мира: он вырос в бедной семье в Восточном Гарлеме и работал акробатом в цирке до того, как стать кинозвездой высшей пробы. Безупречные манеры он перенял у Лукино Висконти, наблюдая за режиссёром-аристократом во время съёмок. Хорошие актёры быстро адаптируются к любым предложенным обстоятельствам, да.
Отлично справились со своими ролями и невероятно красивые Ален Делон и Клаудиа Кардинале, впрочем, как и весь актёрский состав.
Вообще, в этом фильме прекрасно всё: работа оператора Джузеппе Роттуно, костюмы Пьеро Този и музыка Нино Рота.
P.S. Существуют разные мнения филологов и историков по поводу перевода названия книги и фильма: роман ди Лампедуза перевели как «Гепард», кино — как «Леопард».