Брак Гончаровой и Пушкина длился чуть менее шести лет.
Это непростое время, благодаря которому Наталья Николаевна известна нам и ныне, оборвала трагедия 10 февраля 1837 года.
Какой увидел Пушкин Наталью Николаевну
При первой встрече с поэтом ей было шестнадцать, ему — двадцать девять. Наталью с ранних лет вывозили в свет, и уже тогда она отличалась красотой и имела множество поклонников. Вот что писала о Наталье Гончаровой Надежда Еропкина: «Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя?.. Сёстры были красивы, но изысканного изящества Наташи напрасно было бы искать в них. Отец слабохарактерный, а под конец и не в своём уме, никакого значения в семье не имел. Мать далеко не отличалась хорошим тоном и была частенько пренеприятна… Поэтому Наталья Николаевна явилась в этой семье удивительным самородком. Пушкина пленили её необычная красота, и не менее вероятно, и прелестная манера держать себя, которую он так ценил».
Заключение брака
Через год Александр Сергеевич делает Наталье Николаевне предложение, но согласие её матери получает лишь спустя ещё год. Между помолвкой и венчанием проходит также чуть меньше года, виной чему были материальные трудности семьи Гончаровых.
Второго марта по новому стилю 1831 года состоялось венчание. Во время совершения таинства у Пушкина упало кольцо и погасла свеча. Поэт посчитал это плохим предзнаменованием.
Первые годы семейной жизни
Брак Пушкиных был полон любви, и Наталья Николаевна по мере своих сил старалась создать мужу условия для вдохновения и издательской работы. Единственной её слабостью была страсть к выездам в свет. Красота Натальи Пушкиной произвела впечатление в Петербурге, однако сдержанность и неразговорчивость породило толки о её недалёком уме. Александр Сергеевич был старше и опытнее, поэтому опасался интриг светского общества, но одновременно успехи жены его радовали.
Тем временем положение семьи Пушкиных было непростым. Их круг общения предполагал большие расходы, один за другим рождались дети, мало того, к ним переехали две сестры Натальи Николаевны — Екатерина и Александра, которые надеялись в столице удачно устроить свою личную жизнь.
Наталья Николаевна и Дантес
В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с Жоржем Дантесом — французским подданным, приёмным сыном голландского посла, барона Луи Геккерна. Дантес начал проявлять знаки внимания к жене поэта, что породило слухи о её связи с ним. В действительности молодая женщина ощущала романтическое чувство, но не хотела ставить под удар свою семью, поэтому умоляла настойчивого молодого человека оставить её. Раньше ей удавалось держать не в меру пылких поклонников на расстоянии, но здесь всё было иначе. Кроме того, есть мнение что тут вмешались и третьи силы — ведь Дантес успевал волочиться за несколькими дамами, вызывая ревность оставшихся на вторых ролях.
Ситуацию на время разряжает рождение в мае 1836 года четвёртого ребёнка четы Пушкиных, дочери Натальи, названой именем матери. Вплоть до осени супруги находятся в гармонии и не выезжают в свет. Но в сентябре Наталья Николаевна начинает ездить на балы, возобновляет свои знаки внимания и Дантес, одновременно для прикрытия ухаживая за Екатериной Гончаровой. Наивная Наталья Николаевна никак не может взять верный тон в общении с опытным в интригах Дантесом, не понимая, какая туча нависла над её семейным счастьем.
2 ноября Геккерн умоляет Наталью Николаевну принять ухаживания Дантеса, сгорающего от страсти к ней. Наталья крайне оскорблена и отвечает отказом.
Дуэль
4 ноября Пушкин получает конверт с анонимным пасквилем, где поэт именуется заместителем магистра и историографом Ордена Рогоносцев. Пушкин, дабы сохранить честь, немедленно отправляет Дантесу вызов на дуэль.
Но и на этот раз конфликт был погашен. Геккерн вымаливает отсрочку дуэли, а потом и её отмену. Дантес спешно женится на Екатерине Гончаровой, поскольку дуэль поставила бы крест и на его успехах в высшем обществе, и карьере его приёмного отца.
Был бы Александр Сергеевич не так честолюбив, а Наталья Николаевна не так доверчива, трагедия обошла бы стороной дом Пушкиных, и «наше всё» потрудился бы ещё во славу русской литературы. Был бы Дантес не так низок... Но в ход пошли все средства: тайно подстроенное свидание, угрозы покончить с собой, клевета, грязные намеки при всеобщем внимании.
Зная об обещании Пушкина царю не драться на дуэли, Дантес чувствует себя безнаказанным. На балу 23 января 1837 года он громко произносит о своей жене Екатерине «моя законная», намекая на то, что есть ещё «незаконная» — Наталья Николаевна. Чем всё кончилось, нам известно. «Мне нужно, чтобы моя репутация и моя честь были неприкосновенны во всех уголках России, где мое имя известно», — писал Пушкин С.Н. Карамзиной незадолго до дуэли.
Наталья Николаевна хранила свой траур семь лет вместо обещанных мужу двух. Но это, как принято писать, совсем другая история.
Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.