Введение.
Изучение имеющихся более или менее аутентичных источников показывает, что, так сказать, "усредненный" оружейный комплекс монголо-татарского воина включал в себя лук с стрелами, саблю и копье. Так, например, один из высших чиновников ильхана Хулагу, современник покорения монголами Ирана, Джувейни писал, что монголы
"все как один, от мала до велика, от знатного до низшего, во время сражений рубят саблями, стреляют из лука и колют копьями".
Впрочем, Джувейни же выделял и излюбленный вид оружия монголов, говоря, что, "если пожелают, могут ударами стрел сбивать звезды".
Лук.
О том, что именно лук был основным в оружейном комплексе монголов, говорят, например, китайские источники:
"Если перейти к самому главному из их видов вооружения, то лук со стрелами будет на первом месте, а сабля – на следующем после них".
Об этом же пишут и европейцы, видевшие монголов в бою. Так, император Священной Римской империи Фридрих I в письме английскому королю Генриху III указывает, что
"луки являются для них самым привычным оружием, наряду со стрелами и прочим метательным оружием".
Источники же говорят о необыкновенной мощи монгольского лука в сравнении с луками воинов других государств: несмотря на то, что сила его натяжения указывается в разных источниках по-разному и столь же по-разному переводится в современные нам единицы измерения, это отличие - бОльшая мощь - не подвергается сомнению.
И практически все источники сходятся во мнении, что монголы использовали это оружие гораздо искуснее своих противников, одинаково искусно стреляя как с земли, так и с коня. Так, Хетум Патмич писал, что
"Война с ними (монголами - ИО) весьма опасна, ибо за одну такую пусть даже малую войну народу погибает больше, чем за любое столкновение с каким угодно другим народом. А происходит это по большой части из-за того, что стреляют они сильно и метко".
Обуславливается это системой обучения и тренировки, которая практиковалась степняками практически с малых лет. Как отмечал дель Карпини,
"Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, ... они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы".
Потому и тактика монголов в бою была соответствующей. Так, в "Горестной песни о разорении Венгерского королевства татарами" так описывается разгром ими отряда калочского архиепископа:
"выйдя вопреки повелению короля с немногими из своих людей наружу, он захотел сразиться с татарами. Но те, обратя спины, начали понемногу отступать. Архиепископ, увидев это, принялся во весь опор их преследовать. Достигнув болотистой местности, те ее быстро миновали. Архиепископ же, не сворачивая, ибо был он от них весьма близко, поспешно вошел в болото, и поскольку он со своими людьми тяжестью оружия давил на землю, перейти болото или же вернуться был уже не в состоянии. Татары, быстро возвратившись, окружили болото и, посылая в стрелы дождем, всех их там перебили".
В целом все логично: зачем рисковать в рукопашном бою, да еще и против явно тяжеловооруженного (и защищенного) противника, когда можно вполне комфортно расстрелять его с безопасного расстояния?
Сабля.
Сабля была вторым по важности (или частоте применения) оружием в арсенале монгола. Как пишут китайские источники,
"Черные татары имеют также изогнутые клинки, сделанные по образцу мусульманских. Они легкие, прочные и очень острые, а рукояти маленькие и узкие, поэтому сабли черных татар такие удобные для движения и размаха".
О "серповидных мечах" татар пишет и архиепископ Фома Сплитский, а его, так сказать, собрат по профессии, доминиканский монах Винсент из Бове говорит о "небольших мечах, совсем как у сарацин".
Копье.
Несмотря на вышеприведенные слова Джувейни, специалисты сходятся во мнении, что копье вряд ли являлось широко распространенным и часто использовавшимся оружием ближнего боя для монголов. Основывается это предположение на том, что копья сравнительно редко обнаруживаются в монгольских захоронениях. Тем не менее, свидетельств об использовании копий в бою довольно много. Самое любопытное оставил Рашид ад-Дин при описании штурма монголами одной тангутской крепости:
"Менгу-каан увидел своего малорослого воина, который, взял в руку копье, шел на крепостную стену, а против него, с той стороны, продвигался на бой человек с мечом в руке; воин Менгу-каана не отступал, взобрался на стену, поразил копьем в шею того меченосца и поверг его на землю".
От удара копьем, если судить по описанию, погиб и Генрих Благочестивый в битве с монголами у Легницы (1241 год):
"Но когда поднял правую руку, желая ударить татарина, заступившего ему дорогу, другой татарин ткнул его копьем под мышку".
Вместо заключения.
В целом, чтобы еще раз подчеркнуть оружейный комплекс "среднего" монгола, можно привести слова монаха Винсента из Бове:
"А мечи они имеют небольшие, совсем как у сарацин, длиною в одну руку, с одним лезвием, то есть заточены с одной стороны. Они не умеют сражаться ножами и не носят их обнаженными ... и лишь очень немногие используют копья ... на конце копья они привязывают шнур и держат его в руке. И еще, у некоторых на острие копья сделаны крючья. Но более всего они полагаются на луки и стрелы".
Почему монголы не смогли взять города Европы можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!