Саудовская Аравия и Иран разделяют взаимную неприязнь друг к другу после иранской революции 1979 года, но, несмотря на риторику с обеих сторон, за последние три десятилетия между ними произошло лишь несколько инцидентов с применением насилия. Хотя Тегеран финансирует и обучает самую крупную в мире сеть ополченцев, он в основном избегает нападений на Эр-Рияд.
Новый минимум для саудовско-иранских отношений
Однако 28 сентября правительство Саудовской Аравии объявило, что недавно задержало 10 человек по обвинению в терроризме, утверждая, что трое прошли подготовку в Корпусе стражей исламской революции. Они также утверждали, что еще семь человек работали в партнерстве с группой. Утверждение о том, что связанные с Ираном террористы проникли на границу Саудовской Аравии, означало бы новое значительное ухудшение отношений между Эр-Риядом и Тегераном, если оно было правдой.
Управление государственной безопасности, агентство национальной безопасности Эр-Рияда, заявило, что помимо задержания 10 подозреваемых, оно также обнаружило девять самодельных взрывных устройств вместе с пятью килограммами взрывчатки, как сообщает Wall Street Journal. Другие материалы для изготовления бомб, такие как химикаты, взрыватели, электроника и штурмовые винтовки, были извлечены из дома и на ферме, которые использовались в качестве тайника для предполагаемых преступников.
Откровение Саудовской Аравии о том, что она предотвратила возможный террористический заговор в пределах своих границ, соответствует тому, что формируется новая модель поведения Ирана. В сентябре Бахрейн также объявил, что остановил поддерживаемый Ираном террористический заговор, направленный против дипломатов и иностранцев, сообщает Washington Post.
Иран обычно не так агрессивен, особенно в отношении Саудовской Аравии и Бахрейна, которые расположены прямо через Персидский залив от его берегов. Хотя ни то, ни другое нельзя считать дружественным к режиму Тегерана, недавние методы работы Ирана, как правило, заключались в том, чтобы действовать через ополченцев, разбросанных по всему региону, а не вооружать небольшую группу потенциальных игроков.
Кроме того, Иран часто выбирал другую тактику для отправки сообщений, ориентированных на экономику. Возьмем, к примеру, атаку дронов в 2019 году на объект Saudi Aramco или многочисленные атаки на нефтяные танкеры в Персидском заливе. Посредством подобных атак Иран смог опротестовать санкции США, которые нанесли вред его экономике, нацелившись на союзников США в регионе.
Когда Иран захочет атаковать Саудовскую Аравию, у Ирана есть удобный вариант в Йемене. Гражданская война в Йемене затянулась, поскольку Эр-Рияд и Тегеран используют ее как песочницу для открытых атак друг на друга. Кроме того, из Йемена Иран может вооружить боевиков-хуситов, которые запускают ракеты по Саудовской Аравии.
Сопротивление желанию отомстить
Обладая этими возможностями, Иран отказался бы от заговора, в планировании которого его теперь обвиняет правительство Саудовской Аравии. Управление государственной безопасности заявило, что оно разрушило «террористическую ячейку», которая использовала ферму и дом в качестве укрытий. Трое из предполагаемых террористов прошли подготовку в Иране в 2017 году. Даже если бы это было так, ранняя подготовка могла не быть изначально предназначена для террористической миссии в Саудовской Аравии.
Вместо этого предполагаемые террористы могли быть перепрофилированы вскоре после убийства иранского генерала Касема Сулеймани, который был убит ударом американского беспилотника в январе. С тех пор Иран пообещал принять ответные меры, но по большей части воздерживается от этого. Хотя он атаковал военную базу США в Ираке, ни один солдат не погиб, и это в значительной степени было воспринято как слабый ответ по сравнению с агрессией США.
Многие считали, что Тегеран дожидается выборов в США. Если в январе у нее может быть новый президент, с которым можно договориться, зачем рисковать, провоцируя Вашингтон? Однако недавние амбиции США на Ближнем Востоке, направленные на сближение арабских государств с Израилем, вновь пробудили гнев Ирана. ОАЭ и Бахрейн недавно заключили союзы с Израилем, заклятым врагом Ирана, и Саудовская Аравия, по слухам, станет следующим арабским государством, которое станет соответствовать целям администрации Трампа.
Иран называет обвинения «полной фабрикации»
Принимая во внимание эту возможность, террористическая ячейка в Саудовской Аравии, поддерживаемая Тегераном, начинает обретать смысл. Возможно, Иран планировал превентивный удар или ответную атаку, если Эр-Рияд заключит сделку с Израилем. В любом случае, во вторник Иран категорически отверг обвинения.
«Повторяющиеся и бесполезные обвинения саудовских правителей не позволяют Эр-Рияду достичь своих целей, и мы рекомендуем Саудовской Аравии выбрать путь честности и мудрости, а не бесполезные сценарии», - заявил официальный представитель министерства иностранных дел Саид Хатибзаде.
Заявления Саудовской Аравии являются «полной выдумкой», - сказал он, возражая против того, что саудовская монархия использует Иран для «отклонения общественного мнения и метода прикрытия своих собственных неудачных усилий».
Последний поворот в саудовско-иранской саге последовал за редким выступлением на Генеральной Ассамблее ООН саудовского короля Салмана. Он посвятил большую часть своей записанной речи критике Тегерана и обвинению его в том, что он устроил хаос в регионе.
«Наш опыт общения с иранским режимом научил нас, что частичные решения и умиротворение не устранили его угрозы международному миру и безопасности», - сказал Салман.
Эр-Рияд еще не представил публично свои доказательства по делу против 10 предполагаемых террористов и не раскрыл, как ему стало известно об их деятельности. Как и в случае с ударом беспилотника Saudi Aramco, Эр-Рияд, как ожидается, пойдет на широкую ногу и избежит возмездия. Однако это не меняет того факта, что Иран, похоже, наращивает свои усилия по созданию проблем в регионе, если верить Эр-Рияду.