Найти тему
Неу(Ё)мная философия

Memento mori: Бессмертие как бессмысленность жизни

Вы хотите жить вечно?

Не, я в курсе, что человеческое сознание вечность не понимает, но ведь это не мешает желанию? Вот так проснуться утром, и… И что?

В литературе было несколько попыток осмыслить опыт вечной жизни. Естественно, говорим именно о той жизни, которая мечтается: чтобы и вечная молодость, и здоровье и забот никаких. Как в романе Симоны не Бовуар «Все люди смертны». Герой был амбициозен – хотел построить мир, где все правильно и все счастливы, благо, времени у него для этого было достаточно. Но чей т каждый раз чухня получалось. Вроде бы сразу все нормально, а потом оказывается, что и неправильно, и не счастливы. Он разачаровался, даже как-то своему внуку (или правнуку), который тоже в предка пошел и революцию хотел организовать, сказал, типа, нафиг ж тебе все это, смысла нет. А тот ему: «Все имеет смысл, пока люди смертны».

Ну вот правда. Мы встаем утром, начинаем чем-то заниматся, потому что знаем, что наше время органичено. Дальше кто как: кому память о себе оставить, кому детей поднять, кому весело провести время. Не важно. Главное в том, что у нас нет вечности, а есть время, а его постоянно не хватает. И именна это органиченность времени придает нашей жизни смысл.

Истинное бытие человека – это бытие к смерти, говорил М. Хайдеггер. Потому что, только осознавая свою смерность, мы можем жить со смыслом.

Проблема в том, что кто ж эту собственную смертность осознает. Ну серьезно: вот в своей каждодневной детяельности, насколько вы понимаете, что можете умереть? Не шутить цитатыми из Булгакова, а действительно понимать, осознавать? Обычно человек бежит от этого осознания: ну ритуалы, выпить, отвлечься – только чтобы не думать. Об этом еще много у экзистенциалистов будет, я скоро напишу.

Фильмы, например. Или новости. О скольких смертях можно услышать в типичном выпуске новостей? Сколько трупов в фильме «Убить Билла»? Вроде как смерть везде, и мы в курсе. Но это «везде» касается не реального мира, а другого, который по другую сторону экрана. Это раньше человек умирал в кругу семьи, на глазах у родных, причем часто умирал (вот тут Булгаков был бы актуален; если по теме, то есть хорошая книга Арьеса «Человек перед лицом смерти»). А сейчас? Молодежь обычно даже похороны не видит, если кто постарше или меньше повезло, то близкие умирают в больнице, там их приводят в порядок и отправляют в морг, а оттуда все ритуально на кладбище. Это не про смерть, а социальные действия.

То есть, в реальном мире смерти как будто нет. Есть только в виртуальном. Говоря языком Бодрийара, смерть становится симулякром. Главный герой книги «Все люди смертны» лежал сутками и не шевелился, потому что как бы зачем

А как тогда со смыслом? Бодрийар сказал бы, что никак, но я оптимист.