Сергей Александрович Есенин - один из самых любимых моих поэтов. Его стихотворения красивые, лиричные, мелодичные, поэтому неудивительно, что они вдохновили не одного композитора на создание песен. Давайте вспомним хотя бы некоторые из этих композиций, потому что все песни перечислить, конечно, нереально. Их очень и очень много.
1 - Александр Малинин "Мне осталась одна забава" (С. Беляев)
Очень мне понравилось изложение стихотворения Александром Малининым. Удачная находка - начало песенного ряда с молитвенного песнопения, которое сразу мысленно отсылает к дореволюционной крестьянской патриархальной России. В ту прошлую Россию Есенин не вписывался, он был хулиган и задира, человек совершенно нового поколения, не похож на забитых и покорных крестьян некрасовской Руси. В новую, послереволюционную советскую Россию Есенин тоже не смог вписаться. Слишком сложно это было для его духа. Трагедия Есенина - не только его личная трагедия, через такие переживания тогда проходили многие. И буду проходить, когда на месте разрушившегося старого мира будет строиться новый. Возвращаясь к песне, в ней показан диссонанс героя Есенина и патриархальной России. Молитва, и тут же сразу пальцы в рот да весёлый свист. То есть лирический герой делает то, что противоречит вековым устоям. А дальше стихотворение нам и показывает, что поэт не может определиться, к какому миру он принадлежит. "Стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь". Но всё же в итоге он решается быть похороненным вместе со старым миром: "положили меня в русской рубашке под иконами умирать".
2 - Александр Новиков "Не криви улыбку" (А. Новиков)
У Александра Новикова много замечательных композиций на стихи С.А, Есенина. Музыку к ним автор пишет самостоятельно. Наверное, в какой-то мере его характер совпадает с поэтом, иначе как можно объяснить такие удачные композиции. Вот, например, песня на стихотворение "Голубая кофта. Синие глаза". Получился у него такой залихвацкий весёлый мотив. Именно эту сторону поэта у Новикова получается раскрывать лучше всего. Что греха таить, не одна девушка плакала из-за Серёжи Есенина. Многие его любили, но любовь поэта не была постоянной.
3 - Юрий Бриллиантов "В том краю, где жёлтая крапива" (Ю. Бриллиантов)
Очень любопытная композиция в духе бардов 20 века получилась у Юрия Бриллиантова. Вот такое переосмысление стихов в конце века. Если до революции сочувствие бандитам прежде всего говорило о том, что людям надоела действующая власть и они уже не верят в правосудие (не верят настолько, что убийцы и воры романтизируются), то в конце века это скорее что-то из шансонной тюремной романтики, однако песню эту в наше время будет слушать и сочувствовать бандитам только определённый маргинальный круг. Россия до революции - это страна, где каждый человек имел вероятность побывать в тюрьме (прежде всего, имелись в виду политические, попасть под статью было просто), и при этом остаться честным человеком. В наше время тюрьма всё же удел определённой касты маргиналов (по крайней мере пока).
4 - Андрей Бандера "Выткался на озере алый свет зари" (народная)
Очень красивая композиция с цыганскими мотивами, переливами под гитару. Любовная лирика Есенина засияла новыми красками. Слушая песню, сразу представляются русские просторы, лето, запахи природы. Отмечу прекрасный подбор музыки для композиции, она остаётся в памяти, трогает тонкие струны души.
5 - Стас Михайлов "Полевая Россия" (С. Михайлов)
Должна похвалить и Стаса Михайлова. Он написал не одну песню на стихи С.А. Есенина. В данном случае эти стихотворение "Неуютная жидкая лунность". Очень подходящая музыкальная тема для этого произведения. Единственное, что голос самого Стаса у меня почему-то вступает с композицией в резонанс. Давайте обратим внимание на само стихотворение. Слушая песню, мы понимаем, что оно актуально. Актуально не для СССР, но для имперской России и современной России. Может, мы и не годимся для новой жизни, но как и сто лет назад не хочется видеть страну нищей и бедной, хочется видеть жизнь, бьющую ключом, "стальную Русь", с фабриками и заводами. К сожалению, всё, что произошло после 90-х отсылает нас далеко назад, почти на век в прошлое.
6 - Кукрыниксы "Дорогая" (А. Горшенёв)
Вот у какой группы много песен на стихи Есенина, так это "Кукрыниксы". Например вышеуказанная композиция написана по стихотворению "Вечер чёрные брови насупил". Но она лишь одна из немногих. Все хиты музыкального коллектива на стихи поэта перечислить сложно. Вообще очень необычная обработка классики, коей является поэт Есенин. Музыку "Кукрыниксы" пишут в стиле рок. При этом все песни на есенинские строки выглядят у "Кукрыниксов" очень органично, как будто сами стихи писали. Вообще очень нравится слушать Есенина именно в их исполнении. Это современно, ярко, по-новому и запоминающеся. Спасибо Алексею Горшенёву за такое понимание материала!
7 - Сергей Таюшев и Татьяна Рузавина "Дорогая, сядем рядом" (С. Таюшев)
Совсем другой Есенин в исполнении этого дуэта. Мягкий, нежный, лиричный, романтичный. Вот, почему Есенин действительно гениальный поэт. Он у всех разный, раскрывается по-новому. И каждый может видеть в стихотворениях поэта что-то своё.
8 - Клавдия Шульженко "Письмо к матери" (В. Липатов)
Одно из самых проникновенных стихотворений Есенина, посвящённое матери, прекрасно исполняла Клавдия Шульженко. Красивый, сильный, бархатистый голос Шульженко очень хорошо подходил под это произведение. В таком исполнении слушать Есенина могли наши бабушки. Такое прочтение его стихотворений было близко им.
9 - ВИА "Орэра" "Не жалею, не зову, не плачу" (Г. Пономаренко)
Одно из моих любимых стихотворений Есенина. Возможно, самое любимое. А вот исполнение ВИА "Орэра" мне нравится не очень. Конечно, каждый имеет право на своё прочтение классики. Но мне показалось исполнение музыкального коллектива слишком академичным, в нём нет души. А Есенин - это как раз наоборот, это не академичность, это душа на распашку, это эмоции, это оголённый нерв.
10 - Ирина Понаровская "Капли" (Ю. Эрикона)
Вот прочтение Ириной Понаровской стихотворения Есенина мне очень нравится. Оно современное, но с душой, в нём есть какая-то внутренняя сила. Очень красивая композиция получилась, и такая женская, хотя и написал её мужчина. Пожалуй, здесь спасибо нужно сказать и композитору - Юрию Эриконе. Но вот думаю, что если заменить исполнительницу на другую, то вряд ли бы получился такой эффект. Именно Понаровская передала в композицию свою неукротимую женственность.
11 - ST "Письмо к женщине" (А. Степанов)
Берутся за Сергея Есенина и современные реп-исполнители. Конечно, это не совсем то, что мне нравится, но радует, что молодые люди также небезразличны к поэту, как и предыдущие поколения. По крайней мере, хотя бы в такой обработке молодёжь приобщится к классику нашей литературы, к тому лучшему, что есть в нашем культурном наследии.
12 - Сергей Любавин "Попурри на стихи Сергея Есенина" (С. Любавин)
Очень душевное произведение получилось у Сергея Любавина. Он смог передать главное из сразу нескольких стихотворений поэта. Получился у него образ или нет, решать слушателям. На мой взгляд, он смог передать то, что нужно, что-то такое искреннее и родное, которое есть во всех стихах Есенина, и за которое его так любят и будут любить в России.
Вот такие песни на стихи Есенина мне вспомнились. Вы можете дополнить список своими любимыми в комментариях.) С удовольствием прочту!)