Меч, в традиции Японии, имел не только практическое, боевое применение, но религиозно-культурное значение. Для самурая, впрочем, как и для воинов Евразийского континента, меч являлся символом рыцарства, доблести и чести.
Технологии, по которым ковались мечи, были засекречены. Клинки, изготавливаемые в одной и той-же мастерской, могли отличаться по своему качеству и даже внешнему виду, так как ковались на основе интуиции мастера, его «чутья» каждого этапа производства.
Обзор мечей
«Цуруги» – прямой меч с обоюдоострым клинком, имевший хождение с в период с VIIпо IX век, пришел в Японию из Китая и первоначально, изготавливался по своей родной технологии, в дальнейшем, вытесненной японским способом изготовления.
«Тати» – двуручный меч, который, в X веке вытеснил «цуруги». В отличие от «катаны» носился поверх доспехов, имел длину клинка от 75 до 90 см и слегка изогнутую рукоять, длиной более 30 см.
«Большой меч» или «одати» использовался не только как оружие пехотинца, но и имел религиозно-церемониальное значение – был символом армии и подносился как пожертвование храму. Обычно, такие мечи имели клинок длинной от 120 до 180 см и более чем 50-сантиметровую рукоять,
«Катана» – меч, внешне схожий на «тати», но с более коротким клинком, длиной от 61 до 72 см, появившийся на вооружении самураев с XIV века и постепенно вытеснивший тати с поля боя.
«Вакидзаси» - меч, который в паре с катаной носился с конца XIV века, обычно имел длину от 70 до 80 см, с односторонне заточенным, небольшой кривизны клинком, длиной от 30 до 60 см. В большинстве случаев, для самурая катана и вакидзаси изготавливались мастером парой и представляли единый комплект.
Изготовление мечей
Производство японских мечей происходило с использованием мягкой низкоуглеродной стали и содержащих высокое содержание углерода крошек чугуна. Многократная переплавка этих двух компонентов в плавильной печи, позволяла получить очень твердую, с высоким содержанием сталь. Полученную заготовку, многократно нагревали и сгибали ударами молота, а затем, формировали форму и длину лезвия. Возникшие в процессе изготовления неровности, удалялись с помощью специальных скребков и мелкозернистых напильников. Для крепления рукояти («цука»), на основании клинка или «накано», делались специальные отверстия, через которые будут проходить заклепки.
Закалка клинка – самый ответственный этап в изготовления меча. Перед этим процессом, мастер мылся, переодевался в чистую одежду и медитировал, размышляя о предстоящей работе. Перед закалкой, клинок, «нагаза», покрывался составом из глины, песка и древесного угля. Бамбуковой палочкой на клинке обозначался «хамон» - линия закаливания, а затем, смесь ниже линии закаливания и на острие – «кисаки», удалялась. Клинок разогревался до нужной, определяемой по цвету раскаленного металла, температуры, а затем охлаждался в холодной воде.
Шлифовка меча, при которой использовались девять, отличающихся по зернистости камней, была важной частью работы, которую нельзя было проводить в спешке. На основании меча наносилась «мэи» - надпись, указывающая имя мастера, его титул, год изготовления меча и опробирование его на трупах или приговоренных к смерти преступниках.
Для изготовления рукояти («цука»), использовалось красное дерево. Рукоять покрывалась кожей акулы или ската и оборачивалась шелковым шнуром или «цуко-ито» так, чтобы был образован орнамент рукояти, «мэнуки» - просветы в форме ромба, через которые видна кожа ската («самэ»).
Ножны для меча самурая или «сая», изготавливались их магнолии. За исключением «хабаки» – муфты, фиксирующей положение меча, никакая другая часть клинка не должна иметь соприкосновение со стенками ножен. Для ношения специального ножа или многофункциональной булавки возле входа в ножны («кои-гучи»), делался специальный паз, «хицу».
Предыдущая тема на странице https://zen.yandex.ru/media/id/5e6e33f5ffff276d40bc8fe7/orujie-samuraia-mech-5f36b613352d3d7aa53efbd9