Пограничный столбик надо было уже давно обновить. Краска облезла и уже не понятно, где белая полоса, а где черная.
Как и в жизни бывает, если принять ее черно-белую трактовку. Никогда не понимаешь - какая сейчас полоса?
Надвигались сумерки, ничего не предвещало нарушения степенного течения жизни.
-Дорогу! Пропустить немедленно! Королевский экипаж!
Всадник подскочил с заспанному стражу и, даже не спешившись одной рукой сунул ему указ, а другой поднес факел, чуть не опалив пограничнику пышную бороду. Заслышался еще топот и скрип колес экипажа, двигавшегося на большой скорости.
- Дочитал? Открывай немедля! Страж поднял глаза - провожатый был бледен от долгой скачки, и явно зол. Не решившись даже спросить что - то, страж дернул веревку шлагбаума.
Экипаж промчался мимо, даже не замедляя ход, поднимая густое облако пыли. Когда оно осело, страж с удивлением увидел, что провожатый, уже спешился, и облокотился на будку, тяжело дыша, вместо того, чтобы продолжить скачку.
- Воды, прошу. Я в седле весь чертов день!
Страж напоил его.
-Почему вы остались?
-Приказ был сопроводить до границы и помочь пересечь как можно быстрее.
-А кто это, куда едет?
Любопытство стража было чрезмерным, и, будь провожатый в другом состоянии, тот мог и зуботычину словить. Но от усталости королевский посланник чувствовал полное безразличие.
- Нэвель, граф. Заболел сильно. Срочно повезли вот, в Тюрингию
- А у нас не лечат что ли?
- А пес их знает! Говорят, там лекари лучше!
Посланник опомнился. - так, ты давай помалкивай, много вопросов. Поспать у тебя в будке можно?
- Кровать одна.. Страж явно загрустил.
- Вот тебе золотой, поспишь на полу.
Громким хлопком двух ладошек страж поймал монету, машинально отправил в рот, проверить.
Улыбнулся всей бородой. За такую монету он и три ночи на полу готов поспать.
В таверне было шумно как обычно - играла скрипка, бил барабан, топот каблуков простолюдинов заглушал голос молодой и неуверенной певички.
За столом сидели двое. Одеты были просто, все в дорожной пыли, да и наличие шпор у обоих указывало на то, что путешествуют верхом.
Но по перьям на шляпах а так же по ножнам шпаг, упрямо топорщащихся из под пол плащей можно было сделать вывод, что господа эти знатные.
- Какая удача встретить вас тут, Сен-Жон! Молодой кудрявый здоровяк не скрывал своей искренней радости, улыбаясь во все щеки.
Его собеседник лишь приподнимал уголки губ, годы научили его более умеренно выражать собственные чувства.
-Что творится, вы слышали? Графа отравили, это же очевидно! - Кудрявый перешел на шепот. В гостинице где ему стало дурно, нашли склянку, с наклейкой. На картинке паук. Всем известно, где "паучок", там королевские химики!
Они хотели убить его, я клянусь! Слишком большой занозой Нэвель стал нашему королю!
Не проще прикончить его в темной подворотне? - собеседник все так же еле заметно усмехался.
Нет, что вы! Во-первых, граф, хоть и не имеет земель и денег, но он потомок древнего рода, да и король соседней Тюрингии во всеуслышание объявил, что случись чего с его дальним родственником, он немедленно начнет войну! Они хотели обставить все, как болезнь, несчастный случай или что-то еще!
Граф путешествует по стране и на каждой ярмарке обличает короля, критикует его политику, да чуть ли не прямо обвиняет в воровстве его ближайших сановников!
И я во многом с ним согласен, дорогой Сен-Жон! - Кудрявый в силу молодости еще не знал, когда надо притормозить питие, и уже был изрядно подшафэ.
Да вот, согласен! Вот на примере стали. Раньше наши шпаги считалась лучшей на всю округу! От моря до океана, от северных гор, до южной пустыни. Мне это рассказывал дед, в его коллекции клинков только сталь с нашим родовым гербом!
А что сейчас? Мы только и живем, что за счет продажи руды соседям! Кузнец в моей деревне, например, его род кузнецов был лучшим в королевстве, он спился и пошел бродяжничать, да вы сами взгляните!
Юнец резким движением выхватил шпагу из ножен, свист заглушил танцы. Собеседник машинально положил руку на свой клинок, но кудрявый бросил шпагу на стол - взгляните, вы видите? Знаете, где ее выковали? Вам лучше не знать, дорогой вы мой, но что я знаю точно -так это то, что она из нашей руды, из нашего королевства, а выковали за границей! Это какой-то ... позор...
Вот до чего довел страну этот король! И Нэвель прав во многом, я его искренне поддерживаю!
Юноша снова приложися к кувшину. Его собеседник вздохнул и неторопливо начал свой монолог.
- Да, и ты и твой обожаемый Нэвель задаете много вопросов. Правильных, наверное, я не знаю.
Не знаю я, у меня нет ответов на все твои вопросы. Но точно я знаю одно! Свои штаны ближе к заднице. Особенно, когда ты прижимаешь их к ней, крепко сидя на своем месте.
Король, конечно, скотина порядочная, тут я не спорю. А граф твой лучше, да?
Тут пойми, какое дело - король, как ни крути, это отражение народа. Про божественное помазание - все чушь, для детей.
А народ у нас такой вот народ, понимаешь? От самого захудалого крестьянина, до герцога, или даже министра - все это народ.
И этот народ заслуживает такого короля.
И особо ему не позавидуешь, королю. Повязанный по рукам и ногам обязательствами перед богатыми домами он вынужден лавировать как угорь. А тут ещё и ваш Нэвель со своими пасквилями да речами на ярмарках. Хотя, по большому счету это все ему, королю, как укус комариный, не более.
Вспомни, когда был голод? А вообще, юнец, знаешь ли ты это слово? Вот ты плачешь, что вся твоя жизнь при этом короле, но ты не знаешь голода. Просто не знаешь, как может быть на самом деле.
Конечно, главным образом то что мы сейчас живём и не голодаем даже в неурожай, это огромное везение, ибо потеря в шторм торгового флота Турингии прервала поставки руды из-за океана, цены подскочили и надолго. Не будь дорогой руды, никакой король бы не смог накормить страну, но и поверь, будь наш, действующий, совершенно отъявленным мерзавцем, нам бы и сверхдоходы не увидеть своими глазами. Все бы наверху осело, а в позапрошлом году, в засуху, треть крестьян бы померло, да и на посев бы все сожрали.
А так зерно купили, накормили чернь. А посадили так, что.. да сам знаешь, как у нас сейчас с зерном.
Вооот, вот - зерно продаем, руду, а раньше... Мне дед рассказывал - тут кудрявый опять увидел усмешку собеседника.
Смеетесь опять да? Я понимаю, да, я еще молод, мне и двадцати нет, вы и сами сказали - жизни не видел. Скорее бы война, может король Тюрингии все таки ее объявит из-за графа!
Не переживай, мальчик. На твоем веку обязательно что-то будет. Война с Тюрингией, или не война, это неважно. Дело в другом. Слишком много вас выросло молодых, не видевших в своей жизни поистине ужасные вещи, жаждающие чего-то иного. Вам скучно и хочется движения. Скоро вы покатите этот мир к чертям, но вот гораздо важнее то, что вы сможете создать взамен.
И тут надо понимать. Понимать сейчас, заранее - а не будет ли спустя короткое уже время мучительно больно и тоскливо. Не будете ли вы, те же самые причитать и ныть, о том как хорошо и спокойно жилось при этом государстве? И на этот вопрос я не дам ответ.
Всякое бывает в этом мире...
Кудрявый уже мало соображал и клевал носом. Сен-Жон тяжело вздохнул. Да, этот монолог, наверное, был нужен ему самому, а не мальчишке.
Подозвав трактирщика и заплатив ему, он велел отвести юнца наверх спать, а сам вышел на улицу.
Летний вечер - самая прекрасная пора. Когда дневной зной отступает, но теплый ветерок еще ласкает кожу, так хочется прогуляться или просто посидеть и посмотреть на звезды. Сен-Жон погладил коня. А ведь ему уже за двадцать, скоро на покой..
А всему приходит свое время. И коню и мне придет, да и тому, что мы обсуждали с этим мальчишкой. Все неизбежно, можно лишь оттягивать пытаться. Наверное, король этим и занимается. И так же все знает.
Молодецки вскочив на коня, как и двадцать лет назад, всадник легкой рысью быстро скрылся в темноте дороги.
Другие рассказы - https://zen.yandex.ru/id/5f6da651c473725ba3470efe