Найти тему
ADaily

Москва под второй волной: что творится с эпидемией в столице

В Москве коронавирус как с цепи сорвался. Еще вчера на столицу приходилась четверть всех новых случаев в России – сегодня уже треть: 2704 заболевших. По оценке мэра Сергея Собянина, ситуация «на грани критичной». Что происходит и чем это может грозить москвичам?

Москва – звонят колокола

Эпидемия нарастает в большинстве регионов, но если сравнивать антилидеров, то Москва далеко обогнала всех. Прирост в столице в 9 раз больше, чем в Питере, и в 11 раз больше, чем в Подмосковье, которые занимают 2-е и 3-е места, соответственно.

При этом растет число госпитализаций, тяжелых больных и пациентов на ИВЛ. Как сообщил главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, «прямо сейчас в тяжелой форме болеют свыше 1500 человек в Москве, это реально много, но их может стать еще больше».

Денис Проценко с Владимиром Путиным в марте 2020-го. РИА Новости / Алексей Дружинин
Денис Проценко с Владимиром Путиным в марте 2020-го. РИА Новости / Алексей Дружинин

По словам Собянина, в больницы ежедневно забирают в 2 раза больше ковидных больных, чем было еще пару недель назад. Нетрудно подсчитать, что такими темпами показатели могут быстро взлететь выше весенних пиков и привести к перегрузке медицинской системы даже с учетом подготовленного резерва. В этой ситуации мэрия пытается и лицо сохранить, и бьет тревогу.

С одной стороны, Собянин объясняет эпидемический скачок тем, что объем тестирования в Москве выше, чем везде, и даже намекает, будто такая выявляемость – это хорошо: «Вся эта машина работает на то, чтобы максимально много выявить и максимально своевременно».

С другой стороны, он же пугает москвичей, что «если мы не остановим рост заболевания и госпитализаций, мы вынуждены будем принимать более жесткие меры».

Денис Проценко с Владимиром Путиным в марте 2020-го. РИА Новости / Алексей Дружинин
Денис Проценко с Владимиром Путиным в марте 2020-го. РИА Новости / Алексей Дружинин

Такое предупреждение Собянин озвучил накануне сразу в двух новостных выпусках, так что дело и вправду нешуточное.

«Все будет зависеть от того, как мы с вами себя будем вести, - сказал он. - Если мы будем соблюдать предписания санитарных врачей, будем соблюдать соответствующие режимы – домашний режим для тех, кому 65 с плюсом, уход на дистанционную работу, будем соблюдать требования в трудовых коллективах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, в торговле, то, дай бог, этого не понадобится».

«Пока мы никаких таких мер не вводим. В этом нет необходимости. А если мы будем наплевательски ко всему относиться, то вероятность того, что придется принимать жесткие меры очень высокая», - подчеркнул градоначальник.

Ты помнишь, как всё начиналось

Тут невольно вспоминается, как было весной.

2 апреля Собянин тоже говорил, что пока нет необходимости вводить пропускной режим: «К этому вопросу мы вернемся либо при неблагоприятном развитии эпидемиологической ситуации, либо в случае роста количества нарушений домашнего режима. Очень хочется надеяться, что в итоге не произойдет ни того, ни другого».

Но уже через неделю, 10 апреля, все-таки объявил о введении пропускного режима: «Это неизбежные дополнительные ограничения и неудобства. Но когда речь идет о здоровье и жизни огромного количества людей, выбора нет. Особенно, когда мы видим, что, к сожалению, не все соблюдают установленные ограничения».

Проверка пропусков в мае. РИА Новости / Михаил Воскресенский
Проверка пропусков в мае. РИА Новости / Михаил Воскресенский

Сегодня ситуация, конечно, отличается. Это, в частности, подчеркнула 2 октября вице-премьер Татьяна Голикова: «Тогда это был неизвестный вирус, сейчас мы понимаем, с чем мы имеем дело. Готовы медики, коечный фонд, достаточно средств защиты и лекарств».

В то же время и она предупредила довольно грозно: «У нас с вами по большому счету нет выбора: или мы соблюдаем все те меры безопасности, которые предписаны врачами, и тем самым снимаем нагрузку на коечный фонд, или мы идем в самоизоляцию, чего мы допустить не хотим, не будем и не собираемся».

Пряник с привкусом кнута

На сегодня именно Москва «виновна» в 60% осеннего прироста заболевших (оценка Голиковой). На Москву так или иначе ориентируются другие регионы. В прошлый раз Собянин заслужил похвалу Путина за то, как реагировал на вирус. И сейчас, по логике, мэрия просто обязана что-то предпринять – не для галочки, а действительно эффективное, чтобы сдержать новую коронавирусную волну.

Судя по последним распоряжениям, у московских властей сейчас главные задачи:

  • существенно снизить пассажиропоток в общественном транспорте, где выше всего риск заразиться;
  • оградить от рискованных контактов москвичей 65+, хронических больных и беременных;
  • заставить всех граждан и все предприятия строго соблюдать масочный режим.

С 28 сентября этого пытались добиться мягкими рекомендациями. Но очень быстро поняли, что ничего не изменилось, и уже с 5 октября одна из этих мер – перевести часть сотрудников на удаленку – стала обязательной. За нарушение грозят штрафы в десятки и сотни тысяч рублей.

Масочный рейд в московском метро. Кадр видео / Первый канал
Масочный рейд в московском метро. Кадр видео / Первый канал

Можно предположить, что и дальше меры будут ужесточаться «аврально», с разницей в считанные дни. Ничто не мешает, например, сделать самоизоляцию для групп риска обязательной или запретить мероприятия со зрителями.

В худшем случае власти могут быть вынуждены снова временно закрыть часть магазинов, салонов и т.д. Хотя на этот раз, возможно, только на короткий срок – как, скажем, в Калининграде, где торговым центрам запретили работу в выходные дни.

При этом нужно понимать, что самому Собянину все это крайне невыгодно – оттого и слова про «критичность ситуации». На сей раз Путин уж точно не похвалит его за экономический урон от ограничений, да и москвичи обрушат его рейтинг. Так что будем надеяться, что до крайностей, вроде закрытия Москвы по примеру Мадрида, все-таки не дойдет.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!