Волк в жизни не станет хомячком, сколько бы теорий не обосновывали эксперты, прогнозируя логичное развитие процесса эволюции. Когда доморощенные цветные стратеги замышляли революционную движуху в Белоруссии, их потуги были заранее обречены на провал по одной-единственной причине – у Лукашенко действительно колоссальная электоральная поддержка, а белорусы от добра добра не ищут. Выстояв в самую трудную первую неделю, власть не распалась и не фрагментировалась на клановые группки, противоборствующие между собой за мягкую булку со стола нового гаранта. Теперь же, спустя два месяца после выборов, наступает время отрезвления.
Основной двигатель протестов – телеграмм-канал Нехта – потихоньку теряет подписчиков. Тренд ещё не привлек внимания обозревателей, но прослеживается очень явно. На пике активности шла речь о 2,5 млн пользователей, выбравших эту площадку в качестве основного источника информации. За последнее время от аккаунта отписалось около полумиллиона человек, а сама лента Nexta превратилась в скучное перечисление вечерних дворовых собраний, проходящих в минских микрорайонах. Причём все они настолько малочисленны, что не слишком чистоплотные в плане подсчёта оппозиционных голов польские админы не рискуют говорить даже о сотнях человек.
Другие рупоры революции в виде интернет-ресурсов и масс-медиа никогда не могли похвастаться статистическими рекордами популярности в виду их отсутствия. Но они создавали информационный фон в традиционном сегменте, поддерживая и скрыто координируя движение протестных масс. В первое время власть не желала накалять обстановку требованиями к оппозиционной прессе придерживаться национального законодательства и правдиво освещать события. Теперь же пришло время расплаты.
Первым под раздачу попал раскрученный интернет-ресурс tut.by. Ему заранее вынесли несколько предупреждений, уличив в регулярной публикации фейков, а позже лишили статуса сетевого СМИ со всеми вытекающими из этого последствиями. Теперь редакция может продолжать деятельность портала, но никакой прямой информации от официальных лиц она больше не получит. Аккредитации журналистов и их присутствие на статусных мероприятиях так же превращаются в несбыточную мечту, похоронив амбиции ещё совсем недавно весьма успешного издания. Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что столь стремительное падение произошло всего спустя 4 месяца после смерти основателя проекта Юрия Зиссера. Наследники сумели очень быстро пустить по ветру авторитет доставшегося им перспективного информационного ресурса.
Польско-литовский тандем провокаторов беспорядков не остался в стороне от внимания власти. Слова Лукашенко о том, что все они ещё узнают цену настоящих санкций заграничными соседями Белоруссии не были услышаны вовремя. Теперь же озвучено требование сократить число дипломатов обеих государств, чтобы привести его в соответствие с количеством сотрудников белорусских представительств. А это означает, что, например, Польше придётся отозвать из Минска более 30 специалистов. Правда, и поляки, и литовцы уже заявили, что не собираются подчиняться подобным диктаторским замашкам. Но зная характер белорусской власти можно не сомневаться – Лукашенко выдворит из страны лишних людей, невзирая на чин, статус и национальность.
Вслед за дипломатической крышей досталось и представителями заграничных СМИ. Всем им придётся заново пройти процедуру аккредитации. А изюминка спрятана в условиях – журналисты должны быть гражданами того государства, в котором их издание зарегистрировано. Теперь белорусские авторы Радио Свобода или Еврорадио могут лишиться гонораров в валюте и непробиваемой финансовой крыши над головой.
Пустячок в виде санкций Евросоюза мог бы вообще остаться за бортом внимания, если бы не пикантная подробность, всколыхнувшая политбомонд – Российская Федерация признала ответный список белорусов и согласно ему закрывается въезд к себе всех перечисленных в нём лиц. Таким образом Москва послала явный сигнал о неформальном отношении к союзному государству и реализации общих формул международной деятельности.
А милиция тем временем не торопясь расшифровывает видеозаписи с камер наблюдения, выявляя наиболее неадекватных участников беспорядков. Пришло время отвечать за месячный беспредел, в который они погрузили улицы мирных городов.