Найти тему

Музыкально ответственный гражданин. Рецензия на альбом группы Bon Jovi "2020" (2020)

BON JOVI
2020
(Captain Kidd / Island / Universal Music)
Дата релиза альбома – 2 октября 2020 года.

Существует весьма расхожее и активно поддерживающееся мнение, что творчество одной из самых известных американских рок-групп за последние 40 лет Bon Jovi и сольные творения её лидера Джона Бон Джови было до крайности популярны в позднем СССР и ещё более популярны в современной России. Безусловно, подобные заклинания способны собрать на концерт рок-героев стадион народа, чему мы были свидетелями прошлым летом, но вот знакомству людей за пределами преданной фэн-базы с альбомным каталогом группы они никак не способствуют. У нас Bon Jovi помнят и умеренно любят по её славным денёчкам конца 80-х и звёздному часу в Лужниках ещё в августе 1989 года на сцене исторического фестиваля “Moscow Music Peace Festival”, плюс по набившей оскомину на волнах FM-радио пьесе “It’s My Life” (2000). Мало кто у нас догадывается, что современная Bon Jovi – это совершенно другая группа и по музыке, и по текстам, и, в сумме – по своей, не удивляйтесь общественной концепции.

Разговор о Bon Jovi и Джоне Бон Джови лично в отечественной реальности неизбежно распадается на две неравновеликих части: что значит Bon Jovi для России, и что эта группа значит для Америки? Результаты наблюдений говорят о максимально возможном расхождении этих значений: для нас (да и всего остального мира, включая Европу и Японию) эта группа – вечно живой памятник волосатым и веселым 80-м, совершеннейший архетип AOR'а («рока для взрослых») стадионного размаха, да и просто один из символов эпохи. А у себя на родине Джон и его команда – это больше, чем просто рок-группа: социально ответственный музыканты, давно перешедшие в рок-мэйнстрим и пишущие простые и доступные песни с, цитируем, «горькими и честными текстами». А сам Джон и социальным активизмом, и благотворительностью не гнушается! Так что за два последних десятилетия Джон стал для простого американца вторым по значению после Брюса Спрингстина рок-трубадуром Америки со всеми её плюсами и миунсами. Говорить, что при этой трансформации музыка Bon Jovi растеряла всю свою былую помпезность и «стадионность» – значит ломится в открытую дверь. Широкому (нет, широчайшему!) слушателю – понятную музыку, опирающуюся в первую очередь на «американский песенник», знакомый каждому американцу, и уж точно не на рок-н-ролл. Новейший альбом Bon Jovi “2020” лишь подтверждает эту аксиому.

На самом деле Джон Бон Джови просто взрослел вместе со своей аудиторией, и взрослел в не самое простое для музыки время: в этом смысле показательно название официального сборника Bon Jovi “Crossroads” (1994). Вот уж действительно, Bon Jovi в середине 90-х оказались на распутье: что делать после краха гранжа, превратившего в посмешище тот самый «рок для взрослых», для популяризации которого группа сделала всё возможное? Ответ был прост – быть ближе к упомянутой взрослой аудитории, но не относящейся к числу упёртых рок-поклонников. Справедливости ради надо заметить, что Джон нащупал этот беспроигрышный, как оказалось, путь еще на дебютном сольном альбоме “Blaze Of Glory” (1990), наметившим движение автора в сторону кантри-энд-вестерна. В свою очередь, тихие баллады со всеми любимых альбомов Bon Jovi “Slippery When Wet” (1986) и “New Jersey” (1988) объясняли всем, имеющим уши, что из Джона скорее рано, чем поздно, получится Брюс Спрингстин №2, причём как бы не более музыкально доходчивый для народных масс.

Видеоклип к пьесе "Limitless"

По большому счёту правы те, кто говорит, что для России творчество Bon Jovi после альбома “Keep The Faith” (1992) имеет мало значения – но за океаном всё ровно наоборот. Новый и довольно скромный музыкальный лик коллектива был явлен публике на альбоме “Bounce” (2002), а возможная широта современных музыкальных трансформаций Bon Jovi была продемонстрирована следующим альбомом “This Left Feels Right” (2003), представлявшим собой сборник былых хитов группы, заново записанных в… кантри-аранжировках. Все без исключения последующие работы группы, не исключая и новейший “2020” представляют собой умелое балансирование между довольно проникновенным «бренчальным» поп-хардом и коммерческим кантри-энд-вестерном, поданном в аранжировках и вокальной подаче, напоминающей опять же о песенной классике всё того же Брюса Спрингстина самых разных лет. Ну и социально и общественно ответственные тексты, куда ж Джону теперь без них – и даже сам факт переноса релиза “2020” с мая на октябрь из-за пандемии коронавируса играет на его имидж почти общественного деятеля. То есть перед нами типичный альбом группы Bon Jovi XXI века: в нём нет музыкального экстремизма даже в намеченных самой группой рамках; песни, как говорится, «не грузят», а длительность работы в целом утомить никого не может. Плюс музыкальный материал здесь более чем разнообразен, и на сей раз Джона Бон Джови так и хочется назвать музыкально ответственным гражданином.

Видеоклип к пьесе "Do What You Can"

Причём баллад разной степени проникновенности на альбоме набирается лишь чуть меньше половины песенной программы, а одна из них, о чудо, имеет мало сходства с Брюсом Спрингстином. И что это за баллада – ей-ей, “Story Of Love” было бы не зазорно написать и самому ещё не Сэру Полу Маккартни в середине 70-х, во времена его неслыханного успеха с группой Wings! Стилистические же границы группы на сей раз обозначены номером “Do What You Can”, демонстрирующим умеренно залихватское кантри в мэйнстримной рок-аранжировке и финальным героическим и тяжёлым по звучанию треком “Unbroken” – натуральным гимном во славу вооружённых сил США. Вот тут национальные корни налицо: эта пьеса написана с оглядкой на торжественную песнь “The Battle Hymn Of The Republic (Glory, Glory Hallelujah)” времён Гражданской войны 1861–1865 годов. А её аранжировка с гитарными партиями Фила Зенидиса (он же Фил X) в духе Queen весьма схожа с кавером только что названной классики полуторавековой давности от апологетов «христианского металла» Stryper (1985). Зато серьёзной песне “American Reckoning” как будто не нашлось места на альбоме Брюса Спрингстина “Tunnel Of Love” (1987) – что ж, бывают и такие посвящения кумирам… Если вы хотите узнать, что такое современный американский мэйнстрим-рок для взрослой аудитории – добро пожаловать к “2020”: вряд ли вы станете поклонником Джона и его группы, но свой музыкальный кругозор расширите изрядно. Обычно подобная музыка за пределами США малоизвестна и почти никак не популяризируется, ну а здесь – группа Bon Jovi, имя же! Только это совсем не та группа Bon Jovi, к которой вы привыкли и о которой думаете в терминах далёкого августа-1989 и контрабандных видеоклипов на ещё общесоюзных телеканалах.

Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •