Найти тему
Мозаика

Методика «Карта одаренности» для детей 5-10 лет

Оглавление

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  • Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  • Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  • Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  • Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
  • Интересуется механизмами и машинами.
  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  • Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  • Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  • Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.
  • Интересуется актерской игрой.
  • Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  • Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  • Хорошо поет.
  • Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  • Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  • Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  • Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  • Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
  • Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  • Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  • В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  • Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  • Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  • Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  • Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  • Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  • Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  • Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
  • Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  • Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  • Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  • Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  • Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
  • Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  • Умеет делать выводы и обобщения.
  • Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  • В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  • Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  • С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  • Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  • Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  • Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  • В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
  • Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  • Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  • Любит игры драматизации.
  • Быстро и легко осваивает компьютер.
  • Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  • Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец листа ответов);
академическая (3-й столбец листа ответов);
художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
музыкальная (5-й столбец листа ответов);
литературная (6-й столбец листа ответов);
артистическая (7-й столбец листа ответов);
техническая (8-й столбец листа ответов);
лидерская (9-й столбец листа ответов);
спортивная (10-й столбец листа ответов).

-2

Автор методики А.И.Савенков.