Недавно при обсуждении одной из тем (о Всемирном потопе) читатель (с ником Николай Кулаков) упомянул "Библию Колбрина", — некий древний манускрипт, о котором я раньше не слышал. Поиски в интернете сразу вывели на историю Гластонберийского аббатства в Англии. О нём я и раньше читал немало интересного, и вот теперь, обновив в памяти то, что знал раньше и добавив новое, предлагаю эту тему вашему вниманию. Мне эта история показалась интересной ещё и потому, что в ней немало не столь уж характерной для англичан мистики и романтизма (а также и религиозных страстей и распрей).
Поскольку наверняка не все читатели знакомы с историей аббатства Гластонбери в Англии, дадим сначала короткую энциклопедическую справку:
" Гластонберийское аббатство (англ. Glastonbury Abbey) — руинированное бенедектинское аббатство VIII века в Гластонбери, Сомерсет, Англия. К XIV веку монастырь стал одним из самых богатых и влиятельных во всём королевстве. В Средние века монахи стали утверждать, что Гластонбери является Авалоном, и поэтому как минимум с XII века Гластонбери стало ассоциироваться с легендой о короле Артуре. Христианские легенды утверждают, что аббатство было основано Иосифом Аримафейским в I веке. Аббатство было распущено во время секуляризации при короле Генрихе VIII Тюдоре, а его последний настоятель Ричард Уайтинг был повешен, потрошён и четвертован как изменник на холме Святого Михаила в 1539 году. "
Прежде чем рассказать о Манускрипте (Библии Колбрина), напомним о ещё двух мистических историях, связанных с этим аббатством.
Ежегодное цветение куста боярышника на 25 декабря (на Р.Х.)
Напомним, что Иосиф Аримафейский — иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос. В англоязычной Википедии в статье " Glastonbury Thor" читаем (в переводе на русский): "Согласно легенде, Иосиф Аримафейский посетил Гластонбери со Святым Граалем и воткнул свой посох в гору Уири-Холл, которая затем выросла в оригинальное Терновое дерево [боярышник]."
В русскоязычной Википедии об этой истории с боярышником написано немного:
"Экземпляр боярышника однопестичного из Гластонбери был впервые упомянут в анонимном жизнеописании Иосифа Аримафейского в начале XVI века. Он необычен тем, что цветёт два раза в год, весной (что обычно для боярышника) и зимой [около Рождества, на 25 декабря — ПетроПрогноз][25][26][27][28]. С помощью черенков и прививания сорт стал широко распространён в Англии и получил название Biflora или Praecox[29]. Обычай посылать ветвь Гластонберийского боярышника с почками королеве на Рождество ввёл Джеймс Монтегю, епископ Бата и Уэльса, который направил ветвь супруге Якова I — к — королеве Анне[30]"
Я надеюсь рассказать эту историю в отдельной статье, там есть много интересных подробностей — здесь же ограничимся этой короткой справкой.
Король Артур и Авалон
История Иосифа Аримафейского получила "второе дыхание" в средневековой Европе XII-XIIIвеков (и далее) также благодаря легенде о Святом Граале — чаше, в которую Иосиф собралт кровь Христа при Его распятии. Святой Грааль послужил основой для английских произведений "Joseph of Arimathie" и "The Holy Grail", дающих ключ к связи истории Грааля и легенд о рыцарях Круглого стола короля Артура.
Как мы упоминали выше, в Средние века монахи стали утверждать, что Гластонбери является Авалоном, и поэтому как минимум с XII века Гластонбери стало ассоциироваться с легендой о короле Артуре. На Авалоне был перезахоронен легендарный король Артур; в других вариантах легенды Авалон — место пребывания Феи Морганы. В статье Википедии "Авалон" читаем:
"Любители кельтской старины пытались отыскать ворота в мифический Авалон в разных уголках древней Британии и Ирландии, в частности, на Гластонберийском холме, где в конце XII века была обнаружена некая могила с надписью: «Здесь покоится прославленный король Артур вместе с Гвиневерой, его второй женой, на острове Авалоне»."
Как классический элемент Артуровского цикла, Авалон впервые появляется в книге «Деяния королей Британии» (около 1136 года н.э.). Согласно этой хронике, на острове Авалон был выкован меч Артура, а затем сам король был увезён туда для исцеления после своей последней битвы.
Манускрипт Колбрина (Библия Колбрина, Книга Койла)
К XII веку н.э. аббатство славилось ещё и своей очень ценной библиотекой, собранной монахами не только из христианских источников, но и из многих других, в частности, там были очень древние и ценные манускрипты (в т.ч. и египетские), и среди них т.н. "Книга Творения" (позже названная "Манускрипт Колбрина"). Так вот, пожар 1184 года в аббатстве, как считают многие, был устроен ревностными католиками (они тогда составляли правящую элиту Англии) именно с целью уничтожения этой библиотеки, "несущей языческие ереси". Однако, около сорока древних манускриптов монахам удалось тогда спасти, в то числе и этот Манускрипт. Джон Лиланд, библиотекарь короля Генриха VIII, после посещения библиотеки аббатства (в 1539 году) писал, что в ней имеются редчайшие экземпляры трудов раннеанглийского периода и уникальные раннехристианские документы.
Напомним, в 1534 году Генрих VIII возглавив религиозную реформацию в стране, а в 1536 году, будучи провозглашённым главой англиканской церкви, в 1536-1539 годах он провёл масштабную и жёсткую (и жестокую) секуляризацию монастырских земель. В течение 1535—1539 годов специально созданные Генрихом комиссии закрыли все монастыри, действовавшие в Англии. Их имущество было конфисковано, братия изгнана. В эти же годы по приказу короля были вскрыты, ограблены и осквернены мощи многих святых.
Современные научные исторические исследования подтверждают, что до роспуска монастырей в 1539 году в его библиотеке содержалась замечательная коллекция[1]. Известно о 40 сохранившихся рукописях из Гластонбери[2].
Согласно легендам (не очень внятным), этот Манускрипт более тысячи лет находился в Древнем Египте, выполняя определенную роль в образовании древнеегипетских жрецов, пока, вместе с финикийскими мореплавателями, не попал на территорию древней Англии. Кельты бережно обращались со свитком, хранили и пытались изучать, весьма серьезно относясь ко всей информации, изложенной в древнеегипетских свитках. С приходом на Британские острова христианства, манускрипт обрел новый дом, в Аббатстве Гластонбери. Далее цитирую по тексту статьи "Колбрин Манускрипт о сдвиге полюсов"
"При пожаре 1184 года пострадали или были уничтожены множество древних документов, хранящихся в библиотеке. Многие бесценные документы прошлого были утеряны, однако свиток, впоследствии названный Библией Колбрина, частично уцелел и был сохранён кельтами калдианцами (Culdians) вплоть до начала 18 века, когда он был впервые выставлен публично как «Книга Коила», а в последствии получив и современное название Колбринская Библия или Колбринский Манускрипт.
Состоит он из 11 частей и первые 6 частей — это все, что осталось от древнеегипетского манускрипта, написанного 1,5 тыс. лет до нашей эры, источниками этого манускрипта были древние тексты, сохранившиеся со времени исхода. Великая книга повествует о Великом потопе с подробностями, которые отсутствуют в Ветхом Завете. Судя по Библии Колбрина, книга была менее религиозно направлена в сравнении с Ветхим Заветом и детально описывает появление небесного тела Опустошителя (Устрашителя, Разрушителя), который изменил поведение Солнца и Земли. Остальные 5 частей называют «кельтскими текстами» и были сочинены кельтскими священниками позже."
Начиная с середины XIX века появились печатные издания "Библии Колбрина" (на английском). Есть и переводы на русский язык.
Шестая глава (часть 6) Манускрипта, повествующая о Всемирном потопе довольно велика, поэтому мы продолжим разговор о ней в продолжении статьи.
Продолжение следует
1. Houses of Benedictine monks: the abbey of Glastonbury. A History of the County of Somerset: Volume 2. British History Online
2. James P. Carley. Glastonbury Abbey: The Holy House at the Head of the Moors Perilous. — 1988.