ВВЕДЕНИЕ
Право представляет собой уникальное, сложное и общественно необходимое явление. Научный интерес к праву, на протяжении длительного времени его существования постоянно растёт в обществе. Вопросы правопонимания относятся к числу «вечных». Человек на каждом этапе своего индивидуального и общественного развития раскрывает в праве новые качества, аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизни социума. В повседневном мире существует множество научных идей, точек зрения по поводу того, что скрывается под термином «право».
При рассмотрении всего многообразия теорий и взглядов о праве необходимо учитывать некоторые обстоятельства:
во-первых, исторические условия существования права и рамки культуры, в которых жил, работал и творил «исследователь»;
во-вторых, то, что каждый результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической точки зрения познающего его субъекта;
в- третьих, что выражается под сущностью права (воля класса, мера человеческой свободы или природный эгоизм индивида);
в-четвертых, устойчивость и долгожительство правовых законов в одних случаях и их развитие, способность адаптироваться ко всему многообразию общественных отношений - в других.
Понятие права один из важных компонентов юриспруденции. От знания и понимания права зависит постановка научных исследований, а также наиболее общая ориентация юридической практики. Задача познания заключается в том, чтобы попытаться найти его настоящую сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. Часто право связывают со свободой человека в обществе. Право по своей сути призвано давать свободу, без неё не может формироваться и развиваться личность. Если в государстве нет свободы, то власть не поддаётся ограничению со стороны права.
Основная задача права заключается в том, чтобы быть сильным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и должного поведения индивидов и их коллективных групп. Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках, обеспеченность возможностью государственного принуждения и выражающая свободу каждого человека и гражданина.
Актуальность работы заключается в том, чтобы попытаться понять смысл значения права как социальной ценности, определить, что без права не может существовать современное общество, что это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, право является одним из главных инструментов регулирования сложных экономических отношений в обществе, обеспечения должного функционирования хозяйственного механизма внутри страны и за её пределами, а также необходимой организации международного экономического сотрудничества с другими странами.
Цель курсовой работы заключается в раскрытии внутренней природы права, его сущности и основных признаков. Для того, чтобы выполнить поставленные цели необходимо решить следующие задачи: изучить всё многообразие понимания права, проанализировать его существенные признаки и виды, рассмотреть единую структуру права, раскрыть его содержание и свойства, выяснить значение и ту роль, которую выполняет право в современном обществе.
Правовой основой для данной работы послужила специализированная юридическая литература. В основном это учебно-правовые труды: МатузоваН.И., Бабаева В.К., Демина А.В., Нерсесянца В.С. и ряда других теоретиков.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА
1.1. Многообразие в понимании права
Любой человек в своей жизни встречается с правом и в связи с этим каждый из нас составляет о нем свое собственное мнение. «Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории»- заметил выдающийся русский теоретик права Н. М. Коркунов, - «но прожить свой «век» никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы не будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере - одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться». Древнеримский юристУльпиана, говорил, что « изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово «право» (ius); оно получило свое название от правосудия (iustitia)... право есть наука (ars) о добром и справедливом». На протяжении долгих летисследования права то приближали то удаляли человечество от истинного его назначения, его сути. «Для правоведа»,- замечал Кант, -« остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое». Со слов американского учёного Лоуренса Фридмена, право«имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как время». Рассмотрим некоторые из них.
1. Право выступает как наиболее важное и сложное общественное явление. Ещё римские юристы пытались понять, что означает право. Право, о котором писал римский юрист (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - это так называемое естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». Знаменитый Кодекс Наполеона, или гражданский кодекс Франции 1804 г., был подготовлен, основываясь на глубоком изучении и широком использовании римского права. В нем, к примеру, под сильным влиянием римского права особо выделялось право собственности, были определены пути и способы приобретения собственности. Было установлено, что «собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обстоятельств». Являясь «регулирующей нормой политического общения», право, как наблюдал также древнегреческий философ Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для современной юридической теории остаются важными положения, которые касаются положений естественного права. Что такое «истинный закон»? задавался вопросом Цицерон. И в это же время отвечал, соотнося право со справедливостью и добром, а также с самой природой, естественным бытием человека, что - это « разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое привязывает к исполнению долга...». Право, по Цицерону, установив те или иные ограничения и запреты, «запрещая», от преступления отпугивает; «однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».
2. Право в качестве естественного права находит своё отражение в конституции и законодательствах многих современных стран. Так, в Основном Законе нашей страны прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (п.2 ст.17). Таким образом подчеркивается, что они «не даруются и не устанавливаются «свыше» каким-либо государственным или иным органом, а возникают и существуют из-за естественных, ни от кого не зависящих причин. Влияние идей естественного права наблюдается и в Конституции Японии. В ней говорится, что «народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека» и указывается, что эти права, «гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых, вечных прав» (ст.11).Всеобщим является и тот факт, что в социальном плане право никогда не может быть абстрактным.Право всегда выражает волю господствующих классов в обществе. Право всегда является конкретным и реальным. Это проявляется в том, что право на любых стадиях своего развития освящает и закрепляет при любых обстоятельствахимущественное, социальное и другое неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работника.
3.Договорное право. Сочетание свободы одного лица со свободой и интересами других лиц - это соотношение обеспечивает естественное право и основанный на нем общественный договор. Известный в своё время европейский юрист Томазий(XVIII в.) так формулировал понимание права и нравственности с позиции договорной теории - нравственность существует тогда, когда господствует принцип: относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе. А право - не делай другим того, что бы, как ты хотел бы, они не делали тебе.
4.Право как определенное состояние общества. В некоторых научных работах право рассматривается как некоторое состояние общества - законы, правовые учреждения, мировосприятие, обычаи, саморегулирование отношений и т.д. Автор пытается доказать, что право не некое явление, обособленное и оторванное от социального бытия, но растворение права в условиях общества, уравнивание права и результата его действия вряд ли продуктивно и полезно.
5.Право как общеобязательная система правил поведения. Одним из характерных примеров внеклассового подхода определения права может служить его логическое содержание, в соответствии с которым, право выступает как «система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений».
6. Широко используется определение права, которое было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Исходя из сказанного, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При данном понимании право с необходимостью определяет полное отсутствие прав иных лиц, не господствующих слоев населения, и всё это расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически стороны, определяющие содержание права, принимались за его суть, а само право получало отрицательную оценку и выражалось как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.
7. В советский период, представляющий собой свыше 70-летний отрезок времени, начиная с 1917 г. и заканчивая 90-ми годами XX в., появилось определение термина права, утверждённое по докладу А. Вышинского на Первом совещании научных работников права в 1938 г.
Определение права рассматривалось как «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение, которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».
8. Узконормативное и «широкое» понимание права. Узконормативный подход заключался в выработке представления о праве как о системе норм, установленных государственными органами, выражающих волю государства и обеспеченных силой государства. В качестве примера узконормативного понятия права можно обратиться к «общему определению понятия права», представленным М.И. Байтиным в его достаточно известной работе «Сущность права». Право здесь определяется как «система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее человеческий характер, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений».
В 60-е и особенно 70-е и 80-е годы узконормативныйподход к правопониманию, который именовался как post factum «официальный», постепенно вытесняется так называемым «широким» подходом. Суть его выражается в том, что в общее понятие права вместе с нормами права предлагалось включать также правосознание, правоотношения, правовые принципы т.п. Приверженцы «широкого» понимания права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, В.С. Нерсесянц, Р.З. Лившиц и др.) исходят из того, что право не законодательство и поэтому его нельзя сводить только к системе норм, установленных государством. Право выступает как мера свободы, получившей, благодаря законодательному признанию, официальную государственную защиту. Право рассматривается как мера свободы и равенства, а закон - как официальное, формально определенное и нормативно-обязательное выражение права. Право образуется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важным остаётся то, что официальный закон должен быть справедливым. Закон, не соответствующий справедливости, не является правом. В правовом государстве должен возвышаться правовой закон, отвечающий идеям свободы, гуманизма и демократии.
В.С. Нерсесянц писал, что в целом полемика представителей «широкого» понимания права, выступающих против сторонников узконормативногоподхода, носит «непринципиальный характер, поскольку в фактически неправовой ситуации оба направления в одинаковой мере базируются на априорной предпосылке о наличии советского социалистического права, которое по существу отождествляется с советским законодательством».
Под нормой права в двух случаях имеется в виду норма законодательства, из которых образуются компоненты более «широкого» понимания права («правоотношение» и «правосознание»).
Большое количество понятий права, безусловно,явление положительное. Множество определений права позволяет отразить наиболее важные стороны и черты права не только одной исторической эпохи, но и огромного ряда имеющихся эпох, увидеть право не только в статистике, но и в динамике. Существование множества определений права говорит нам о глубине и богатстве государственно-правовой мысли, об обширном разнообразии знаний о праве, накопленных авторами-теоретиками и практиками за многие годы его исследования.
Но в этом многообразии определений есть и свои негативные стороны. Главный из них заключается в трудностях, которые порождаются, порой взаимоисключающими друг друга подходами, отсутствием единого, концентрированного, целенаправленного процесса познания права и его практического использования. Диалектика, в свою очередь, состоит в том, что множество определений понятия права как положительное явление выражается в то же время и как отрицательное явление.
Один из вариантов решения данной проблемысостоит в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений понятия права выработать одно «на все времена» и «на все случаи жизни» общее значение понятия права.
В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки выработки такого понятия предпринимались неоднократно. Отмечалось также, что общее определение права имеет определённую теоретическую и практическую ценность. Оно помогает сориентироваться на важные и решающие признаки, характерные для права в общем понимании, а также отличает его от других, смежных, неправовых общественных явлений.
Однако тут же оговариваются, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться «одним лишь общим определением понятия права», поскольку в нем не могут получить «свое непосредственное отражение» важные для глубокого понимания права и практики его применения «специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права». Специфические особенности, к примеру, рабовладельческого или феодального права не удастся отразить в общем понятии, которое «вбирало» бы в себя некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права. Специфические особенности дают лишь частные определения понятия права, которые отражают специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается единого определения термина права, то оно может сложиться, на основе своего обозначения и назначения, только из самых общих функций. В силу этого оно будет носить общий, чрезмерно абстрактный, несоответствующий для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер.
Разработкой такого рода определений, при котором право рассматривается в весьма абстрактном или одностороннем виде, лишь как «принуждения поведения человека власти правил» или как «правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством» нередко увлекаются западные юристы.
Отечественные же авторы, которые предпринимали попытки выработки общего понятия права, в силу объективных и субъективных причин чаще всего «сбивались» на отдельные специфические черты, которые касаются «воли» того или иного господствующего класса, рассматривали право с позиции классового регулятора общественных отношений и т. п.
Примером сказанного может служить дефиниция общего понятия права, в связи с чем, оно предстаёт как государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством, как классовый регулятор общественных отношений.
Анализ приведенных в качестве примеров определений общего понятия права показывает, что они на сегодняшний момент довольно далеки от совершенства. Следовательно, окончательно не сформировавшись в единое целое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории и практики общее понятие, они не могут быть эффективным средством, или путем преодоления отрицательных последствий множественности, разрозненности и противоречивости представлений о праве.
Не могут служить достижению этой цели «ходячие», по словам известного немецкого теоретика права Иеринга, или «наиболее распространенные» высказывания о праве, как «принудительные нормы, пользующихся признанием и защитою со стороны государства», как «совокупность действующих в государстве принудительных норм».
Ведь при всей своей «общепризнанности» и широкой распространенности они отражают лишь отдельные взгляды и подходы к анализу права и его определению и не являются универсальными средствами и подходами.
1.2. Понимание права в объективном и субъективном смысле
Еще один вариант понимания права - это понимание права в объективном и субъективном смысле. В одних случаях субъект говорит: «Право мне позволяет, разрешает, гарантирует, оно меня охраняет, защищает, определяет границы свободы, рамки правомерного и неправомерного» (право в объективном смысле). В других он утверждает: «я имею право», «мне принадлежит право», «я вправе совершать те или иные действия, требовать соответствующего поведения от других, предъявлять судебные иски и т.д.», таким образом, возникает круг юридических преимуществ (право в субъективном смысле). Основная мысль двух значений права проста: совокупность юридических норм, выраженных в определённых актах государства, к примеру (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.), - это является правом в объективном смысле, или просто объективное право; система свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих каждому индивиду от рождения, являются правом в субъективном смысле, или субъективное право. В данном случае в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры, а право в субъективном смысле - входят законные интересы. Существование понятий права в объективном и субъективном смысле всегда вызывали у юристов споры. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что «уже на пороге исследования понятия о субъективном праве мы сталкиваемся с решительным его отрицанием», хотя сам он считал это отрицание «не более, как протестом против слова, а не означаемой им сущности». С.Ф. Кечекьян разумно доказывал: «Субъективное право, т.е. право отдельных лиц, составляет совершенно необходимое понятие правовой системы и правовой науки». С этим соглашался А.А. Пионтковский: «Субъективное право не есть устарелое или ненужное для советского права понятие; наоборот, оно приобретает сейчас свое действительное и полновесное значение».
Право выступающее как норма, закон, государственное установление и право как возможность или управомоченность субъектов вести себя надлежащим образом в рамках этих установлений - в этом и заключается суть разграничения права на объективное и субъективное. Право в объективном смысле - это действующее законодательство данного периода в данной стране; право же в субъективном смысле - это конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах данного законодательства на стороне участников юридических отношений. Признание и законодательное закрепление естественных прав человека придает делению права на объективное и субъективное новое звучание и значение. Тем более что речь, идет об одной и той же проблеме, только в разных ее взглядах, тесно дополняющих друг друга. Недопустимо как отождествление, так и противопоставление естественного и позитивного права.
Понятия права в объективном и субъективном смысле должны быть в юридической науке и практике, они позволяют выполнять наиболее важные аналитические, операционные, прикладные, познавательные и социально-регулятивные функции.
1.3. Право как регулятор общественных отношений
Право – уникальный, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом проявляется его главное назначение для общества. Право, регулируя какие-либо отношения, наделяет их правовой формой. В результате эти отношения приобретают совершенно новое качество и особый вид – они становятся правовыми. Право является наиболее эффективным, властно-принудительным и вместе с тем цивилизованным регулятором. Это необходимый атрибут любого государства. Правовые отношения можно выразить в общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом. Право не создаёт, а лишь регулирует и стабилизирует общественные отношения. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», выражают собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Право регулирует только наиболее принципиальные отношения, которые имеют существенные значения для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, такими являются отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются частично (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные). Таким образом, все общественные отношения можно подразделить на три группы:
1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;
2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые.
. Вместе с правом в обществе действуют и другие социальные нормы: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они играют так же важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе создаются моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей. Однако право значительно отличается от иных социальных норм.
Во-первых, право представляет собой систему норм, которые обязательны для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на отдельные социальные группы.
Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, а все другие социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и только в том случае если они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.
В-третьих, право устанавливается государством, а другие социальные нормы либо возникают по воле случая и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения (мораль, обычаи, традиции), либо создаются общественными организациями.
В-четвертых, нормы права обязательно закреплены в официальной форме: выражены в законах, судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей.
Право образует разветвленную и детализированную систему, которая отличаются внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами. Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны поведения.
Любое государство обладает самостоятельностью и высшей властью на своей территории (суверенитетом), поэтому право выступает, прежде всего, как индивидуальная система права конкретного государства. Различия между национальными правовыми системами могут быть очень значительными. К примеру, право Франции, наиболее продвинутого государства капитализма в XIX в., существенно отличалось от права Австрии, Германии, России, где сохранялись феодальные остатки, консервативные традиции.
2. СУЩНОСТЬ ПРАВА
2.1. Признаки права и виды
Право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые обеспечиваются и устанавливаются государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное понятие права опирается на следующие основные его признаки (см. Приложение 1):
1. Общеобязательность. Неправовые общественные нормы имеют ограниченный характер, ставя границы в конкретно установленном круге лиц. Право же регламентирует действие только одного лица, которое находится в строго определённой, нормативно заданной ситуации. Никто не может быть исключён из-под действия права. Все без исключения обязаны выполнять предписанные законные требования. Право носит общечеловеческий характер, распространяя свое действие на огромную территорию государства, на всё её общество. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Обязательность права не может зависеть от мнения каких-либо сторон или же от разрешения самостоятельных лиц. «Норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет» (Г. Кельзен). «Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц» (П. Новгородцев). Помимо этого, право получает абсолютное превосходство в системе общественных норм, которые регулирует общественные отношения. В случае разногласия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы. Общеобязательность права образует основу для формально-юридического равенства сторон перед законом и судом, для устранения каких-либо различий между ними. Право выступает в качестве единых «правил игры» для субъектов правоотношений. В результате этого в обществе добавляются основы справедливости, сплочённости, равенства, принципиальной одинаковости.
2. Определенность. Юридические нормы отличает конкретно правовой язык, определённая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о ясности, чёткости, однозначности изложения какого-либо нормативного материала. Право должно конкретно определять условия, которые были изложены и направлены к определённому поведению людей, устанавливать границы и обстановки потенциального, обязательного и запрещенного поведения. Правовые нормы должны подробно рассматривать окончательные версии правомерных поступков, какие-либо последствия в случае их правонарушения. При этом закон обязан быть достаточно кратким и понятным любому лицу. Верность, конкретность, уникальность нормы определяет правовую унификацию, то есть единое понимание и использование права всеми участниками правоотношений. Неоднозначность написания правовой нормы, напротив, создаёт вероятность множественных вариантов в процессе осуществления права, что приводит к определённым спорам, так называемому самоуправству или правовым конфликтам. «Всякая неясность противоречит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться ... Индивид, поставленный лицом к лицу с обществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят». Отчётливость правовых норм гарантирует равный для всех, стабильный правовой порядок в обществе.
3. Нормативность. Государство устанавливает обязательные для всего общества предписания. Их можно разделить на две разные группы - индивидуально-правовые и нормативные. Предписания первой группы - представляют собой конкретные указания, предписания второй группы - являются правилами, которые носят всеобщий характер. Право включает в себя структуру норм, наиболее единых, характерных образцов поведения. Поэтому правовые нормы часто называют моделями, шаблонами, условиями правомерного поведения. На их примере строится поведение человека, который попал в нормативно регламентированное положение. Правовые нормы регулируют не отдельно взятую ситуацию в обществе, а большой круг схожих условий, социальных отношений, распределяя свое руководство на все случаи подобного вида. Норма права определяет, как нужно себя вести в той или иной нормативно изложенной ситуации, какое поведение является оптимальным, что можно, нужно или нельзя делать в конкретном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, нормы являются общечеловеческими образцами законного поведения лица. Право, таким образом, регулирует действие лично неопределенного круга лиц, выступает постоянно вплоть до аннулирования или смены правовой нормы.
4. Формальная определенность. Правовые нормы документально фиксируются в соответствующих источниках, сборниках, кодексах, которые составляются по чётко сформулированной процедуре. Они согласно законом закрепляются в указах, постановлениях и других юридических формах, которые содержат при себе обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т. п.).
Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания. Они всегда явно выражены (объективированы) и установлены материально. Стоит отметить, что правовые нормы должны обязательно быть приняты соответствующими органами на основании строго установленных процедур, одобрены и подписаны квалифицированными официальными лицами, быть выпущенными органами, которые имеют на это право. Таким образом, право издаётся в строго определённой форме, нарушать которую не следует. Принятие правовых норм осуществляется путем законно установленных и строго определённых процедур (правотворческий процесс). Процедурным (процессуальным) аспектам в юриспруденции уделяется большое внимание. Закон, который не публикуется, применению не подлежит и не является строго обязательным для всех лиц. То есть норма, которая не была доведена до общечеловеческого познания, не может создавать законодательных результатов. Таким образом, право характеризуется его общедоступностью, гласностью понимания.
5. Государственная природа. Государство и право с момента их появления неразрывно связаны друг с другом. Они взаимодействуют между собой. В обществе действует огромное число многочисленных общественных норм. Но только право может напрямую исходит от государства. Поэтому праву принадлежит формальный, общественный характер. Нормы права разрабатываются, а в результате трудной, многообразной, целевой законотворческой работы, которая является главной особенностью любого государства. Законодательные нормы постоянно обновляются или санкционируются государством. Абсолютно все государственные органы в границах своей юрисдикции выпускают нормативные акты. Многие государственные органы, например представительные, занимаются именно нормативно творческой деятельностью. Государство в законодательных нормах раскрывает экономические, политические, социальные устремления тех или иных классов, групп, слоев населения, а затем на их основе строит и возводит в ранг закона одобренные желания общества. Таким образом, в праве представляется общая, совместная воля народа. При этом право и законодательство — не являются идентичными определениями. Правовым является только закон, который соответствует приемлемым демократическим законодательным мыслям, положениям, ценностям, неотчуждаемым правам и свободам человека.
6. Государственная защита. Данная особенность исходит из общественной обязательности права и дополняет его. В то время как все иные общественные нормы поощряются только так называемыми социальными санкциями, право защищается, обеспечивается и охраняется силой государства. В случае желания, правовой порядок гарантируется государственным принуждением, особым, так называемым «легализованным насилием». В случае нарушения, установленных правовых норм, которые были изложены государственными органами, на нарушителя действуют государственные санкции. Таким образом, правительство контролирует соблюдение права сторонами правовых отношений, подавляет преступления благодаря правоохранительным органам, привлекает правонарушителей к правовой ответственности. Судебные учреждения разрешаютсложившиеся в обществе юридические споры и обеспечивают каждому охрану его нарушенных прав и свобод.
7. Системность. Право представляет собой не произвольную совокупность, а гибкую, комплексную систему норм, - организованное большинство структурированных элементов, которые взаимосвязаны и сотрудничают между собой. Право обеспечивает комплексное систематическое формирование. В настоящий момент право разделяют на три его составляющих:
- естественное;
- позитивное;
- субъективное.
Естественное право, включает социально-правовые устремления, содержание которых выражено средой человека и общества в целом. Главная особенность естественного права состоит в том, что права человека или его правовые рамки, гарантируются любому гражданину со стороны общества или государства. Второй элемент - позитивное право. Это такие источники правовых норм, в которых осуществляется их официальное государственное признание, социально-правовые устремления граждан, предприятий, социальных групп, классов населения.
Третий элемент - субъективное право, представляет собой уникальные, особые рамки, которые рождаются на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы, требования и потребности его владельца. Недоступность даже одного компонента может в значительной степени исказить право, оно теряет свойство обязательного регулятора социальных отношений и отношений людей в правоотношениях. Значение социально-правовых устремлений заключается в следующем: они должны приобретать официальное подтверждение, то есть, превращаться в субъективные права. Средством, с помощью которого естественно-правовые устремления изменяются в так называемые субъективные права, являются нормы позитивного права. Главная цель правового контроля заключается в переходе естественного права в субъективное право, что осуществляется с помощью осознания социально-правовых устремлений в происхождении права, то есть строительство и отражение естественного права в виде закона. Систематические связи права возникают и в других вопросах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, которые в свою очередь охватывают систему законодательства.
Современная правовая система включает в себя несколько структурных элементов, каждый из них представляет собой независимый вид права. Также каждый вид права представляет какую-либо сторону социальных отношений через реализацию законов и правовых норм. Независимо от неповторимости любого вида по значению, взаимоотношение элементов права очень важно. В процессе непрерывного развития общества возникает потребность в развитии новых видов и подвидов права. Из-за постоянных процессов социально-политической перестройки возникают новые аспекты, которые находятся во взаимодействии с субъектами общества. Для них в настоящее время в законах не предусмотрено правовых норм. На сегодняшний день все виды права, которые составляют юридическую систему государства, подразделяют на подгруппы:
-право материальное;
- право процессуальное.
Подвиды материального права относятся к регулированию правоотношений, обязанности субъектов, обозначают их права в обществе и государстве в целом. В них включаются ниже перечисленные виды права:
· конституционное;
· административное;
· уголовное;
· финансовое;
· гражданское;
· предпринимательское;
· трудовое;
· экологическое;
· семейное.
К процессуальному праву относятся такие виды, которые определяют реализацию предписанных для субъектов общественных отношений прав и обязанностей. Помимо этого виды процессуального права устанавливают связи в ходе так называемых расследований, судебного производства, отдельной ориентированности, накладывают строго установленные сроки прекращения процессуальных договорённостей. К их числу относятся следующие виды права:
· гражданское процессуальное;
· уголовно-процессуальное;
Конституционное право. Оно является необходимым для регулирования взаимоотношений между государством и гражданами, при этом происходит закрепление в стране конституционного строя. В статьях конституционного права фиксируются чётко сформулированные правила развития личности и человека, которые требуются со стороны государственных органов. Так же они прописывают права и обязанности граждан в стране. Конституционное право предусматривает правовое положение личности в государстве и другие меры, требуемые для регулирования связей в этом аспекте.
Способ конституционного права: учредительно - закрепительный.
Где прописано: Конституция государства, Федеральные Конституционные и основные законы.
Административное право. Этот вид права, который регулирует взаимоотношения граждан и исполнительной власти. Он устанавливает ограничительные рамки деятельности исполнительных органов разного уровня и должностных лиц.
Методы: императивный, власти и подчинения.
Где прописано: Кодекс об административных правонарушениях, государственные законы «Об оружии», «О полиции».
Уголовное право. Регулирует отношения, которые развиваются при совершении гражданами преступлений, правонарушений, накладывает ответственность за их совершение в виде санкций.
Метод уголовного права: императивный.
Источник: Уголовный кодекс.
Финансовое право. Призвано осуществлять контроль денежных отношений, включая отношения в банковской сфере и в сфере налогообложения.
Метод: императивный.
Где прописано: Налоговый кодекс и необходимые государственные законы — закон «О бюджете» и «О банках и банковской деятельности».
Гражданское право. Оно закрепляет отношения в обществе, которое связанно с имуществом личности и собственностью граждан. В настоящее время существует несколько подвидов гражданского права. Они отличаются в соответствии с характером правонарушения и способом его разрешения.
Метод: диспозитивный.
Где прописано: Гражданский кодекс.
Изложу краткое описание нескольких видов права:
· семейное — регулирует взаимозависимые родственные и имущественные отношения;
· трудовое — регулирует отношения, которые складываются на рынке труда;
· гражданско-процессуальное — регулирует гражданское судопроизводство;
· уголовно-процессуальное — регулирует уголовное судопроизводство
2.2. Структура права
Структура права отражает содержание права, выступает как общность постоянных его составляющих, частей. Право в любом государстве, является единым по своему составу, обладает внутренней расчлененностью, разграничивается на относительно независимые и в то же время взаимодействующие между собой части. Если говорить о структуре права, то часто выделяютнормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые по своей сути группируются в так называемые объединения, группы, ассоциации норм или даже отраслей. В качестве примера, можно привести регулирующие и защищающие отрасли. Это присуще только праву, образованному государством. Вместе с этим, более единый взгляд на право, позволяет определить в его структуре целые комплексы, части и представить его в виде как бы «многослойного пирога». Таких «уровней» в структуре права на сегодняшний момент насчитывается шесть (см. Приложение 2). А именно:
1. Права человека (естественные права) отражают основной уровень права и представляют фундамент права, такого как позитивного, который исходит от правительства в частности государства. Права человека — это определённые регламенты, которые разрешают ему правильно жить и работать на благо общества и государства. Предполагается, что данными правами владеют все люди вне зависимости от своего материального, общественного положения, которые даются им со времени их рождения. Поэтому эти права можно назвать естественными, природными, прирожденными, полными, постоянными. Они образуются из естественного порядка предметов, из самой жизни человека и гражданина, из существующих в обществе социально-экономических положений и даже из естественно-природных элементов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день этих прав насчитывается более пятидесяти. Если взять ранний период развития общества, то права человека преобладали в виде так называемых концепций или взглядов. Сейчас же массивная часть из них отражается в международно-правовых бумагах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах ОБСЕ), а также находит своё отражение во внутреннем законодательстве разных государств (в России — в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Структура прав человека постоянно находится в процессе развития, что выражается в увеличении общественных устремлений, а также непрерывной модификацией взглядов о качестве жизни, которые отражаются в сознании большего количества людей.
2. Принципы права являются основными понятиями начала, ведущими позициями, зафиксированными в правовых нормах и выражающие главную суть права. Они признаются надёжными лишь в то время, когда отражают не предвзятые законы социального развития. В законах основы права могут рассматриваться либо напрямую, либо опосредованно. Принципы права являются по своей сути базой правотворческой деятельности правительства, которое ориентированно для законодателя, а так же учреждения граждан. К числу фундаментальных принципов права относятся: принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех граждан перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и так далее. Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права центральное место и имеют соответствующий приоритет перед всеми другими уставными положениями.
3. Нормы, которые признаются на референдуме, носят название «референдумное право». Данные нормы относятся к нормам позитивного права. Они определяют в частности существенные вопросы социальной жизни, проблемы, по которым желания народа должны быть исполнены непосредственно, без внесений каких-либо модернизаций и тем более без заблуждений, допустимых иногда парламентом. Как правило, во многих государствах данный слой права по своим размерам является небольшим, что нисколько не уменьшает его ценность для общества. Референдумные нормы имеют высокуююридическую силу по сравнению с законодательными актами и иногда являются соответствующей основой для их развития и принятия. Референдумное право, по своей сути, является новым законодательным проявлением для современной России. Но, начав с нуля, Россия на данный момент уже несёт достаточно крупный массив референдумных норм, и его основа включается в действующую Конституцию РФ.
4. Нормы, изданные правительством, или законодательные нормы. Данные нормы создаются и принимаются многочисленными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они включаются, имеют соответствующие названия (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации по своей сути могут разрабатывать нормы права, которые вместе с общефедеральными составляют равномерную иерархическую систему. План, который отражает содержание этих юридических норм назначается центром. Эта предопределённость реализуется на базе принципа согласованности норм, которые были взяты нижестоящими органами. Нормы, которые были выпущены органом вышестоящим, им соответствует высшая юридическая сила. В Российской Федерации правовые нормы являются очень многочисленными, что в конкретной степени есть достояние автократической системы, которая устремлена на решение всё и вся и не предлагает для лиц свободы в выборе своего отношения. В либеральных государствах доля соответствующих норм значительно меньше из-за того, что правительство всеми силами стремится опосредовать только наиболее значимые вопросы социальной жизни, давая гражданам и организациям возможность решать интересующие их вопросы независимо.
5. Корпоративные нормы. Это определённые правила поведения, которые вырабатываются соответствующими учреждениями и распространяются на их группы. Данные нормы называются нормами внутриорганизационными или внутрифирменными. Используются в настоящее время и такие названия, как нормы локальные (местные), но данный термин недостоверен и скрывает в себе угрозу смешивания их с нормами, которые принимаются органами местного самоуправления. Корпоративные нормы могут применяться к разнообразным сторонам деятельности организаций. На их основе могут быть скорректированы финансовые, управленческие, трудовые и другие проблемы. Давая характеристику корпоративным нормам, можно выделитьопределённую последовательную закономерность: чем выше степень развития экономики того или иного государства, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), которые находятся или ведут свою деятельность на её территории. Поэтому, тем большее распространение принимают нормы корпоративные, которые разрешают учреждениям вести независимую политику своей деятельности. Внаиболее технически развитых странах процент корпоративных норм в суммарном объёме от норм права очень высокий и по своей мощности они значительно опережают нормы законодательные.
6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор — это закон для двоих». Этим выражением они хотели отметить, что договоры по своей сути несут уставной характер, потому что в их процедуре и заключении также развиваются определённые правила поведения. Нормативность управления в таком случае носит узкий характер: договорные нормы не применяются в связях всех и каждого, а применяются только к сторонам договора. Нормативность правил поведения, которые предписываются в договоре, чрезвычайно точно рассматриваются в долгосрочных договорах. Правила, которые указываются в договоре, носят обязательный характер. В случае разногласия между субъектами договора, суд, учитывая его, будетдействовать на основании действующего положения договора, как о неоспоримых данных, если они не конфликтуют с законом, и встанет на их охрану с той же интенсивностью, как и на защиту норм общегосударственных. Этот признак определяет нормативно - правовой характер договоров. Договоры действуют во многих сферах жизни человека и гражданина. С демократизацией социальной жизни структура договора может стать общей. В развитом, демократическом обществе решения по наибольшей части вопросов принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде утверждения законодательных норм, применяется в минимальной степени. По этой причине, сфера договорного права может значительно расшириться. Уже в данный момент можно указать на возникновение таких не шаблонных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и другие. В обществе, которое создано в условиях рыночной экономики, договоры будут играть важную, существенную роль. По крайней мере, предпринимательская деятельность без них не может существовать.
Рассмотренные выше шесть элементов, так называемых «уровней» права могут быть сгруппированы. Права человека и принципы права формируют в структуре права правовую основу, так называемый базис права. Их направление в основном состоит в предоставлении законотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан. Нельзя отказываться и от регулирующей роли, которую они исполняют и которая увеличивается на критических этапах общественного развития. Нормы, которые признаются на референдуме и законодательные нормы, то есть изданные государственными органами, их объединяет то, что они отражают проблемы, которые касаются интересов нескольких лиц (общие интересы). Поэтому они обязуются представлять волю общества (всей публики). Отсюда следует назвать «референдумное» и «законное» право-правом публичным. Объединённые интересы всех членов общества группируются в основном на проблемах структуры, становления и реализации государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, то есть отношения, основанные на власти и подчинении). Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они представляют в целом индивидуальные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), которые строят связь между собой (горизонтальные отношения). В данных отношениях установлена их личная воля, и эти нормы применяются только в соотношении этих лиц (физических, юридических). С учётом выше сказанного, к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» вполне правильно.
2.3. Содержание и свойства права
Раскрытие природы права связано с определением его содержания. Содержание права - это единство всех его частей, элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемымиобщественными отношениями. Таким образом, содержание права во многом связанно с его сущностью и социальным назначением. Из-за того,что сущность права многомерна, то правильно заявлять, что и содержание его носит многоуровневый характер.
В содержании права принято выделять три уровня:
· а) специально-юридическое;
· б) интеллектуально-волевое;
· в) социально-политическое.
Под сущностью права понимают согласованнуюволю участников регулируемых отношений, выраженную в законе, а в связи с этим, основным предназначением права является регулированиеобщественных отношений. Поэтому в первую очередь, выделяют специально - юридическоесодержание права. Оно как говорится «лежит на поверхности», так как напрямую выражает сущность права. К базовым составным элементам специально-юридического содержания права относят:
· - юридические нормы;
· - субъективные права и юридические обязанности;
· - меры юридической ответственности за правонарушения;
· - юридические гарантии соблюдения норм права и обеспечения прав и свобод граждан;
· - правосубъектность и правовой статус граждан.
Не затрагивая ценность всех остальных элементов, следует заметить, что довольно большая группа авторов признают под содержанием права именноюридические нормы. Таким образом, право включает нормативные установки, к которым принадлежат и юридические нормы.
Юридическая норма - общеобязательное веление, высказанное в виде государственно-властного регламента и регулирующее общественные отношения. Содержание нормы также обладает многообразием, в нем выделяются следующие элементы :
-логическое содержание, которое сводится к заключенному в ней решению;
-социально-юридическое содержание, в него входят контролируемые нормами те или иные общественные отношения;
-волевое содержание заключается в намерении того или иного субъекта нормотворчества установленным образом решить общественные отношения.
Содержание юридической нормы записывается в определённую форму. Самой общей формой является законодательное нормативное предписание.
Таким образом, норма права - это общепризнанное и предусмотренное государством общеобязательное правило, из которого исходят права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регламентировать действующее правило в качестве модели, эталона, объёма поведения.
Наиболее глубокий уровень правового содержания является интеллектуально-волевой. Интеллектуальную сторону содержания права формируют такие принципы права - общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые, которые выявляют право как форму правового сознания. Общеотраслевые принципы - это базовые начала, которые определяют главные черты права в целом, его состав и особенности как регулятора всего набора общественных отношений. К ним относятся (см. Приложение 3):
· - принцип социальной свободы (предоставляет социальную защищенность личности, обеспечивает фактические гарантии для свободной и обеспеченной жизни);
· - принцип социальной справедливости (этот принцип имеет морально - правовое содержание);
· - принцип демократизма;
· - принцип гуманизма (право обеспечивает и фактически гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого гражданина);
· - принцип равноправия (объявляет равенство всех перед законом);
· - единство юридических прав и обязанностей;
· - принцип ответственности за вину;
· - принцип законности (строгая и полная реализация предписаний правовых норм всеми субъектами права).
Все эти положения тесно связаны между собойтак, к примеру, осуществление принципа гуманизма указывает в то же время создание честных отношений в общественной жизни, правильно также и обратное утверждение. Межотраслевые правовые принципы – выражают наиболее общую специфику нескольких сходных отраслей права. К примеру, для уголовно - процессуального и гражданско - процессуального права общими принципами являются коллективность в обсуждении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В отличие от них, отраслевые правовые принципы характеризуют значительные черты конкретной отрасли права (например, семейного или гражданского). Так, принципами гражданского права являются равенство сторон в материальных взаимоотношениях, предоставление договорной дисциплинированности и так далее. В данных принципах отражается признак законов, идейные и философские основы права. Они излагают одинаковые программы действий человека, и в результате служат основой для конструирования социальных отношений. Волевая часть содержания права характеризует государственно-властное начало в праве, общеобязательность правовых норм. Как известно, содержание права непосредственно связано с его назначением - быть регулятором общественных отношений, следовательно, стоит отметить, что содержание права обусловлено также содержанием тех общественных отношений, устойчивость которых оно обеспечивает. В результате, различают также социально-политическое содержание права. Его формирует все факторы, которые составляют предмет правового регулирования:
-трудовые,
-хозяйственные,
-имущественные,
-земельные,
-финансовые,
-конституционные,
- административные и другие правоотношения.
Таким образом, содержание права отражается в правовой литературе в разных формах. Эти несоответствия, можно постараться объяснить разным правопониманием. Для людей, кто рассуждает, что право может преобладать в форме правоотношений, его содержание - отношение их субъектов. Для людей, кто равняет право и закон, содержанием права является правительственная воля. Тот, кто приравнивает право к комплексу правовых норм, считает, что нормы формируют содержание права. Всё же, несмотря на многоуровневую структуру и различия в правопонимании, содержание права все также рассматривается как единое целое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно с уверенностью говорить, что это тема «Понятие, основные признаки и сущностьправа» актуальна в любое время. Право регулирует нашу жизнь и является средством управления обществом и согласования воли и интересов различных социальных групп. Оно устраняет анархию. Поэтому, на мой взгляд, каждый должен изучать и знать право. А первой ступенью познания является именно это тема. В данной работе мною была проведена попытка проанализировать, осмыслить и обобщить различные точки зрения на право. Вот основные мои выводы:
Анализ приведенных в качестве примеров определений общего понятия права показывает, что на сегодняшний момент они довольно далеки от совершенства. Поэтому, определение «единого» понятия права в настоящее время не может быть эффективным средством при преодоленииотрицательных последствий множественности, разрозненности и противоречивости представлений о праве.
Понятия права в объективном и субъективном смысле являются необходимыми элементами в юридической науке и практике. Они позволяют выполнять наиболее важные аналитические, операционные, прикладные, познавательные и социально-регулятивные функции.
Право выступает в качестве уникального, официального, государственного регулятораобщественных отношений. В этом заключается его главное значение для общества. Право, регулируя какие-либо отношения, наделяет их правовой формой. В результате эти отношения приобретают совершенно новое качество и особый вид – они становятся правовыми. В сравнении с другими общественными регуляторами, право является наиболее эффективным, властно-принудительным и вместе с тем цивилизованным регулятором.
Опираясь на основные признаки права, можно сформулировать его определение. Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые обеспечиваются силой государства и устанавливаются им, направленных на регулирование общественных отношений.
Современная правовая система включает в себя несколько структурированных компонентов, каждый из них представляет собой независимый вид права. Каждый вид права включает какую-либо сторону социальных отношений, которые реализуются через законы и правовые нормы. Независимо от неповторимости любого вида по значению, взаимосвязь элементов права является важным для общества. В процессе устойчивого развития общества возникает потребность в развитии новых видов и подвидов права. Из-за постоянных процессов социально-политической перестройки возникают новые аспекты, которые находятся во взаимодействии с субъектами общества.
Структура права отражает содержание права, выступает как общность постоянных его составляющих частей. Право в любом государстве, является единым по своему составу. Оно обладает внутренней расчлененностью, разграничивается на относительно независимые и в то же время взаимодействующие между собой части.
Раскрытие природы права связано с определением его содержания. Содержание права - это единство всех его частей, элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемымиобщественными отношениями. Поэтому, содержание права во многом связанно с его сущностью и социальным назначением. Из-за того, что сущность права многомерна, то правильно заявлять, что и содержание его носит многоуровневый характер.
Содержание права отражается в правовой литературе в различных формах. Эти несоответствия, можно постараться объяснить разным правопониманием. Для людей, кто рассуждает, что право может преобладать в форме правоотношений, его содержание - отношение их субъектов. Для людей, кто равняет право и закон, содержанием права является правительственная воля. Тот, кто приравнивает право к комплексу правовых норм, считает, что нормы формируют содержание права. Всё же, несмотря на многоуровневую структуру и различия в правопонимании, содержание права все также рассматривается как единое целое.
Таким образом, значение права заключается в его возможности служить главной задачей и средством для удовлетворения общественно справедливых потребностей граждан и общества в целом. Можно отметить следующие главные проявления ценности права для общества.
Право добавляет действиям людей упорядоченность, прочность, последовательность, гарантирует их подконтрольность. Оно тем самым регулирует порядок в обществе и делает социальные отношения более цивилизованными. Значение права состоит в том, что, воплощая общую (согласованную) волю субъектов социальных отношений, оно содействует росту тех отношений, в которых заинтересованы как конкретные индивиды, так и общество в целом. Высшая социальная ценность права состоит в том, что оно влияет на поведение людей через их интересы. Право не нейтрализует отдельный интерес, не угнетает его, а согласовывает с общим интересом.
Ценность права определяется тем, что оно является показателем свободы человека в обществе. При этом ценность права заключается в том, что оно не свободу обозначает, а указывает рамки, степень этой свободы. Право и свобода взаимосвязаны друг с другом. Право выступает условием конкретного (справедливого) разделения телесных благ, оно заявляет равноправие всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и прочее.
Ценность права для подтверждения справедливости очевидна. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно охраняет совместный интерес и тем самым требует честного разрешения. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокийиндивидуальный смысл. Ценность права состоит и в том, что оно выступает сильным фактором прогресса, источником модернизации общества в соответствии с историческим прогрессом социального развития. Его роль заметно увеличивается в условиях краха тоталитарных режимов, одобрения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет значимую роль в установлении качественно новой сферы, в которой только и способны устанавливаться свежие формы общения и деятельности.
В заключении хотелось бы отметить, что ключевое демократическое преобразование нашего общества, социального спокойствия народ всё чаще связывает с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. В эпоху больших социально-экономических трансформаций в России появляются новые проблемы взаимодействия общества и права. Возникающее сегодня падение престижа и доверия к органам власти и законам является последствием того, что в настоящее время многие граждане ориентируются на свои собственные интересы, а правовые механизмы, регулирующие процессы конкуренции частных интересов, еще плохо развиты. На текущий момент государство оказалось не готово к контролю поведения граждан, к их попыткам свергнуть стресс при применении политических рычагов влияния.Социально-экономические трансформации в государстве приводят к преобразованию правового поля и порождению несоответствий между новыми законами, регулирующими рыночные взаимоотношения, и старыми, служащими средствомманипуляции в руках бюрократии. Поэтому на текущий день отношение к праву вылилось уже в важную научную проблему в контексте разрешения задач, стоящих перед гражданским обществом и правовым государством. Уверенность населения в справедливости права обуславливает коренным образом его гражданскую активность, которая является высшим структурным элементом правовой культуры общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты
1. «Всеобщая декларация прав человека»(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
Нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст ] : по состоянию на 28.04.2019 // М.:ОМЕГА-Л, 2016. - 64с.
3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» [Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3788/
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) [Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) [Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)[Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
8. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об оружии» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) [Электронный ресурс] :по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/5e33af69996cb112109c48ef6d708c5fdef22712/
9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» [Электронный ресурс] :по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/
10. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс] : по состоянию на 29.04.2019 //Справочная-правовая система «КонсультантПлюс», - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
Учебная литература
11. Матузов Н. И. Теория государства и права [Текст ]: учеб. пособие для вузов.; под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 640 с.
12. Бабаев В.К. Теория государства и права [Текст ]: учеб. пособие для вузов ; под ред. В.К. Бабаева.—М.: Юристъ,2003.— 592 с.
13. Демин А.В. Теория государства и права [Текст ]: учеб. пособие для вузов. / А.В. Демин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 266 с.
14. Нерсесянс В.С. Философия права [Текст ]: учеб. пособие для вузов ; В. С. Нерсесянц. — М. :Норма : ИНФРА-М, 2013. — 256 с.
15. Чибиряев С. А. История государства и права зарубежных стран [Текст ]: учеб. пособие для вузов ; . - М., 2002.- 472 c.
16. Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст ]: учеб. пособие для вузов ; 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – .528 с.
17. Юшков С.В. История государства и права СССР [Текст ]: учеб. пособие для вузов ; С.В. Юшков. - М.: Юридическое издательство Министерства юстиции; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. - 767 c.
18. Омельченко О. А. История политических и правовых учений. [Текст ]: учеб. пособие для вузов ; / О.А. Омельченко. 2-е изд., испр. М.: Эксмо, 2011.- 576 с.
19. Кашанина Т. В. Юридическая техника [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. В. Кашанина. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. — 496 с.
Научная литература
20. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - Государственное издательство политической литературы . 1955. – 60 с.