Найти тему

Каким был Московский Купеческий клуб

Есть в нашем городе достопримечательные места. Некоторые - памятники потрясающей красоты, другие - свидетели ушедших эпох, а третьи - хитросплетения человеческих судеб, мыслей и дорог. Самые интересные те, что совмещают в себе всё вышеуказанное.

Большая Дмитровка в XIX веке.
Большая Дмитровка в XIX веке.

Дореволюционная Москва была наиболее почтенным городом Российской империи, хранительницей духа страны, историй её лучших людей и сокровищницей важнейших реликвий. Была у Первопрестольной и другая ипостась - находясь в центре огромной страны, на пересечении всех её путей, она не могла не стать одним из важнейших её предпринимательских и финансовых центров. И если царская и дворянская Москва образ совершенно известный, то купеческий город, выглядит как бы затемнённым... но так было не всегда.

Дело в том, что центрами общественной жизни старой Москвы были клубы. Дворянский и Английский были тесно связаны с жизнью высшей аристократии, причём зачастую вельмож на пенсии - активную часть своей жизни представители знатных родов проводили в Петербурге.

Стереотипного вида купец работы Бориса Кустодиева. К XX веку такой типаж был характерен скорее для провинции, чем для столиц. Впрочем, таких людей порой можно увидеть и в наше время.
Стереотипного вида купец работы Бориса Кустодиева. К XX веку такой типаж был характерен скорее для провинции, чем для столиц. Впрочем, таких людей порой можно увидеть и в наше время.

А вот Купеческий клуб - совсем другое дело. Изначально появившись в качестве досугового заведения для самых оборотистых дельцов, в конечном итоге стал клубом, как сейчас сказали бы, успешных людей - его посетителями были не только коммерсанты, но и литераторы, художники, врачи, юристы.

Купеческий клуб возник в Москве достаточно поздно, в конце 18 века, что странно ведь бойкая торговля в городе велась с самого его основания. Первоначально это было место, где собирались чтобы отдохнуть от дел и патриархального домашнего быта. Во многом он был архаичен, и купцы отводили душу в своём месте, который был уголком развлечений, богатства и определенной доли свободы.

Пожалуй главным реликтом старой купеческой Москвы является дом её певца - писателя Александра Николаевича Островского
Пожалуй главным реликтом старой купеческой Москвы является дом её певца - писателя Александра Николаевича Островского

Клуб несколько раз менял место прописки. Первое его расположение было на Ильинке - в самой деловой части города. Где именно, сейчас сказать уже сложно. Вероятно, в окрестностях биржи, Гостиного двора и Верхних торговых рядов.

Старая Московская биржа. Как ни удивительно, стоит на Биржевой площади по сей день.
Старая Московская биржа. Как ни удивительно, стоит на Биржевой площади по сей день.
Забавно, но если бы вы в XIX веке спросили, где Москва-Сити, на вас бы посмотрели немного странно, но потом ответили бы: известно где, на Китай-городе! Район, славный своими многочисленными торговыми рядами, конторами, банками назывался московским Сити по аналогии с одноимённым районом центрального Лондона, который выполняет роль финансового центра города.
Старое здание купеческого клуба на Большой Дмитровке - дом Салтыкова-Мятлевых. В наше время на его месте стоит театр Станиславского и Немировича-Данченко
Старое здание купеческого клуба на Большой Дмитровке - дом Салтыкова-Мятлевых. В наше время на его месте стоит театр Станиславского и Немировича-Данченко

Но делу время, потехе час. В 1839 году клуб переехал на старинную Большую Дмитровку. И если такие улицы как Никольская, Ильинка или Тверская до сих пор можно назвать торговыми и деловыми, то Дмитровка была другой: здесь находились усадьбы столбовых дворян - Долгоруких, Долгоруковых, Голицыных, Урусовых, Горчаковых, Салтыковых, Шаховских, Щербатовых. В середине XIX века улица начала менять свою сословную принадлежность и стала заселяться вошедшими в силу купцами - Солодовниковыми, Голофтеевыми, Цыплаковыми, Шелапутиными, Хлудовыми, Обидиными, Ляпиными.

Рыбченков Б.Ф, Театральная площадь.
Рыбченков Б.Ф, Театральная площадь.

Разумеется, это был цвет московской буржуазии, ведь недвижимость здесь была очень дорогой - место знаковое, рядом Театральная площадь, губернаторский дом, древние московские монастыри.

Любопытно, что в это время Дмитровку даже стали называть клубной улицей - помимо купеческого здесь же, в доме Муравьёва, находились Английский и Дворянский, позже разъехавшиеся, первый на Тверскую, а второй ниже по течению - в дом Благородного собрания. Забавно, что позже в тот же дом Муравьева заехал Приказчицкий клуб.

Дом Благородного собрания на Большой Дмитровке. Сейчас более известен как Дом союзов.
Дом Благородного собрания на Большой Дмитровке. Сейчас более известен как Дом союзов.

Если первыми завсегдатаями, старшинами и посетителями клуба были представители старинных купеческих фамилий, то с развитием капитализма и нарождением национальной буржуазии, клуб постепенно терял сословные рамки, став уголком, совмещавшим самые разные ипостаси:

  • Здесь велись высокоинтеллектуальные беседы, решались большие коммерческие и управленческие вопросы, ведь в городской думе заседало в основном купечество!
  • Здесь же читали: в клубе была постоянно обновляемая библиотека-читальня, одна из лучших в Москве.
  • Какое может быть досуговое место без ресторана и концертного зала?
  • А также клуб был площадкой для балов, маскарадов и литературных вечеров. Без телевидения, интернета и прочих достижений прогресса развлекаться умели куда красочнее!
Любопытно, но правила приёма в клуб менялись. В первой половине XIX века членами купеческого собрания могли быть не только купцы, но и интеллигенция. А вот с 1859 года в клуб принимали только представителей купеческого сословия. Лишь через 20 лет в члены собрания стали принимать без различия "званий и состояний".
Журналист и писатель Владимир Гиляровский. А по совместительству натурщик для картины Репина "Казаки пишут письмо турецкому султану"
Журналист и писатель Владимир Гиляровский. А по совместительству натурщик для картины Репина "Казаки пишут письмо турецкому султану"

Владимир Гиляровский, бытописатель старой Москвы замечательно описывает, чем питались в купеческом клубе: стерляжья уха, огромные осетры, белуга в рассоле, банкетная телятина, белая сливочная индюшка, откормленная грецкими орехами, "пополамные" расстегаи из стерляди и налимьих печенок, поросёнок с кашей. Всё это подавалось на регулярных "вторничных обедах", куда съезжались еженедельно завсегдатаи клуба.

К сверкавшему яблочковыми фонарями подъезду купеческого клуба подкатывали собственные запряжки, и выходившие из клуба гости на лихачах уносились в загородные рестораны "взять воздуха" после пира.
Владимир Гиляровский, Москва и москвичи
Тройка у Старого Яра зимой. Константин Юон.
Тройка у Старого Яра зимой. Константин Юон.
И неслись по ухабам Тверской, иногда с песнями, загулявшие купцы. Молчаливые и важные лихачи на тысячных рысаках перегонялись с парами и тройками.
Владимир Гиляровский, Москва и москвичи

Клуб был прежде всего местом досуга, поэтому напитки здесь лились рекой - шампанское, дорогие вина, конечно, не обходилось и без крепких напитков. Но славился купеческий клуб совсем другим - квасами и фруктовыми водами. Особенным напитком почитались... кислые щи, которые считались чуть не лучшим средством от похмелья! Удивительно, но их разливали в бутылки для шампанского: он был настолько сильно газирован, что иную бутылку могло попросту разорвать!

Фирменным блюдом считалась двенадцатиярусная кулебяка. У каждого слоя была своя начинка из мяса, дичи, грибов, цыплят. Такая кулебяка заказывалась за сутки.

Сопровождали всё это великолепие оркестр и знаменитые хоры: русский, цыганский, венгерский.

А вот купцов-старообрядцев во всём этом представить себе сложно, ведь их традиции строго негативно относились к алкоголю, да и вообще к любым чрезмерностям. Работящие и непьющие, они к началу XX века сколотили такие капиталы, что даже московским миллионщикам приходилось с ними считаться. И конкурировать.
А вот купцов-старообрядцев во всём этом представить себе сложно, ведь их традиции строго негативно относились к алкоголю, да и вообще к любым чрезмерностям. Работящие и непьющие, они к началу XX века сколотили такие капиталы, что даже московским миллионщикам приходилось с ними считаться. И конкурировать.

А самой запретной и большой радостью посетителей клуба была карточная игра. Дело в том, что всё это сказочное гуляние стоило немалых денег. Разумеется, платили членские взносы, но самые большие доходы общественные клубы получали от игры в карты.

Классическая рисовка колоды Императорской фабрики. Знакомое зрелище, не правда ли?
Классическая рисовка колоды Императорской фабрики. Знакомое зрелище, не правда ли?

История карточных игр в России - весьма непростая. Из-за них порой разорялись целые роды, ломались судьбы. Карты в целом считались деструктивным явлением: недаром до сих пор, когда хотят описать порочного человека, говорят: пьёт, курит, играет в карты.

Правительство несколько раз пыталось карты запретить, но в обществе, будь то на столичных балах или в далёких гарнизонах, всё равно продолжали играть. Тогда государственные люди решили хоть как-то контролировать процесс: к использованию стали допускаться только карты, изготовленные на специальной Императорской фабрике ,и все доходы шли на содержание приютов для сирот. Использованные колоды запечатывались и уничтожались специальной экспедицией. Выносить карты из мест игры запрещалось законом. Даже в течение одной игры, карты нужно было менять каждые четыре часа. А в полночь следовала обязательная перемена колоды.

Раскрытие. Альберт Бек Венцель
Раскрытие. Альберт Бек Венцель

Как, всё-таки клуб получал деньги, если членские взносы не покрывали расходов? Ответ простой - штрафы. Игра начиналась поздно часов в десять вечера и шла всю ночь. Но по правилам клуба, после полуночи играть уже не положено, но если сильно хочется, то можно. Таким образом, с каждого игрока набегал штраф. Каждый час он увеличивался, причём в геометрической прогрессии! Позволить себе "серьезную" игру могли только очень состоятельные люди. А кто может быть состоятельнее московских купцов? По слухам купец Михаил Морозов умудрился за ночь проиграть миллион рублей в купеческом клубе. Если прикинуть, что тогдашний рубль равняется примерно 1500 рублей нынешних, получается какая-то астрономическая сумма.

За первые полчаса игрок платил 30 коп., за час - втрое дороже, за полтора - 1 р. 80 коп. И дальше каждые полчаса штраф утраивался. К открытию, к 9 часам утра, только на одного игрока набегало 3686 руб.
Игра в безик. Густав Кайботт.
Игра в безик. Густав Кайботт.

В самом начале XX века владелец здания и члены клуба купцы Бахрушины подняли годовую арендную плату почти в три раза (вот такие они, купцы московские). Тогда-то и решили старшины клуба завести собственный дом, благо средств к тому времени накопилось немало. В начале искали вариант из уже построенных. Но позже решили возвести собственное здание.

Если купцы могли позволить себе такие проекты, как частные галереи (Третьяковская не была единственной, но самой богатой из них), то уж позволить  возведение собственного здания клуба они точно могли.
Если купцы могли позволить себе такие проекты, как частные галереи (Третьяковская не была единственной, но самой богатой из них), то уж позволить возведение собственного здания клуба они точно могли.

Тогда костяк клуба составляли люди, далёкие от классического образа русского купца. У них было блестящее образование, иногда заграничное, они ездили на всемирные выставки, интересовались технологиями, вкладывались в благотворительность и искусство (одна из главных причин расцвета русской живописи - благоволение художникам со стороны наиболее просвещённой части купечества). Далеко за пределами Москвы и даже России известны братья Павел и Сергей Третьяковы. Имена купцов Боткиных и Солдатенковых носят московские больницы. Охотно клуб посещали и представители аристократических фамилий, деятели искусства: например артист М.С. Щепкин и композитор Н.Г.Рубинштейн, знаменитый адвокат Ф.Н.Плевако. Бывал в клубе даже Константин Победоносцев - обер-прокурор Священного синода Русской православной церкви и главный идеолог консерватизма в России конца XIX, начала XX века.

Большая Дмитровка в начале XX века
Большая Дмитровка в начале XX века

Так что нужно было возвести нечто такое, что соответствовало бы не только досуговым целям, но и высокому статусу клуба. Эту задачу блестяще исполнил архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц, один из мастеров московского модерна. И создал он нечто совершенно уникальное!

-16

Но об этом мы расскажем в следующей части...

P.S. О достопримечательных местах столицы вам рассказывает Университет Правительства Москвы