Найти в Дзене
ДМКХ

Ошибка Ильшата

Оглавление

Пам-парам, пам-парам. Приветствую читающих. Сегодня хочу вам поведать невероятную историю жизни Ильшата. Ильшат – собирательный образ моих друзей, который включает в себя различные истории из жизни. Какого характера эти истории, вы поймете чуть позже. А пока хочу напомнить вам про существование такой когнитивной ошибки как «ошибка выжившего» (разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе объектов («выжившим») данных много, а по другой («погибшим») — практически нет. В результате исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших»). Самый распространенный пример ошибки выжившего – это пример с дельфинами. Мы знаем множество случаев благородного поведения дельфинов, когда они спасали утопающих людей. Знаем мы об этом из рассказов выживших, однако, нам неизвестно сколько людей утопили дельфины, т.к. погибшие люди (или без вести пропавшие) нам свои истории уже никак не поведают.

Также, истории успешных бизнесменов, музыкантов и прочих деятелей приписывают к этой же самой ошибке. Весь путь, пройденный тем или иным человеком, приведший к успеху – это череда случайных обстоятельств. Словно игра в кости, когда игрок сказал, что сейчас ему выпадет две шестерки, и ему выпало две шестерки. Все эти люди, однажды оказавшись в нужное время в нужном месте, и добившись хотя бы минимального результата считают нужным писать книги/проводить платные семинары о том, как же стать успешным. При всем при том, что эти мероприятия и книги не имеют никакого смысла, т.к. являются рассказами везунчиков. Они пользуются большой популярностью, тем самым увеличивая состояние и эго авторов. С другой стороны, спрос рождает предложение: людям интересно читать и слушать истории успешных людей, сказки с хэппи-эндом.

Но что такое успех вообще? Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Именно такое определение дает нам Википедия. Безусловно, у каждого есть своя дефиниция успеха. Для кого-то это большой заработок, а для кого-то это наличие пачки сигарет в кармане под конец дня, а для кого-то это хобби, отягчающее денюжкой карман. Кто-то определяет успех как нечто кратковременное, ставя цели на каждый божий день. Так или иначе, в большинстве случаев успех напрямую коррелирует с нашими доходами. Для нашего главного героя крупный заработок не является главной целью в жизни. Он не требователен, но и не круглый аскет. Он радуется мелочам, но мечтает о великом. Так же, как и все мы, хочет найти себя в этой жизни.

Робототехника

Кто же этот Ильшат? Он вырос в полной семье. Мать воспитатель, а отец безработный. Не сказать, что они жили совсем бедно и сводили концы с концами. Они были обеспечены всеми необходимыми вещами, едой и даже машина у них была. Ходил Ильшат в обычную школу с обычными детьми, где их учили обычные учителя. С начала средней школы, когда у него появился предмет информатика, Ильшат понял, что хочет стать программистом-робототехником. Ильшат сделал бросок. С каждым днем в его голове появлялись навязчивые мысли и мечты о том, как он собирает роботов, программирует их на определенные задачи, и как он радуется своим достижениям. Время идет, Ильшат записывается на дополнительные курсы по информатике и робототехнике. С нетерпением ждет каждое занятие, живет этой мечтой.

Ильшат так и не станет робототехником. Почему? Наверное, интерес пропал? А может быть появились непреодолимые трудности в освоении программирования и математики? А может просто надоело? Может его завлекло что-то более интересное? Ильшат проиграл в кости.

Музыка

Однажды, идя по подземному переходу, юный Ильшат увидел уличного музыканта. Он не был похож на бездомного бродягу. Молодой парень лет двадцати в мешковатой одежде, умело владеющий инструментом и обладающий звонким голосом. Он играл песню Валентина Стрыкало. Ильшат замер, он снова делает бросок костей. Он внимательно наблюдал за движениями музыканта, за его пальцами, как он ловко меняет аккорд за аккордом. В этот самый момент Ильшат понимает: хочу уметь так же. Он приходит домой, с превеликим энтузиазмом рассказывает родителям, что хочется научится играть на гитаре. Родители в свою очередь, хлопая глазами, дают неутвердительное одобрение.

Вот они уже все вместе идут в магазин покупать гитару нетерпеливому Ильшату, вот он уже записывается в гитарный кружок, работает с преподавателем, учится правильно держать руку, заучивает нотную грамоту, разучивает различные песни классического русского и зарубежного рока. В этом самом кружке он знакомится с остальными ребятами. Один из них был Нархаз, молодой человек чуть старше Ильшата, но намного опытнее в игре на гитаре. Нархаз умело владел шестиструнной гитарой и уже пересел на басс.

Нархаз и Ильшат близко сдружились. Много болтали о музыке, мечтали стать рок-музыкантами и ездить по миру с гастролями. Тут Ильшат предложил: «А давай создадим группу с тобой». Нархаз оценил инициативу Ильшата и вот, спустя некоторое время, они уже записывают в домашней студии свой первый трек. Никто из них двоих особыми вокальными данными не обладал, поэтому друзья решили использовать гугл-говорилку. Мелодия написана, партия барабанов есть, остался текст написать. Ребята особо не парились над смыслом и поэтому в припеве звучали такие строчки:

Об****лся проблевался

Проблевался об****лся

Об****лся проблевался

Проблевался об****лся

Ильшат и Нархаз никогда не станут успешными музыкантами.

Почему? Спустя два года совместной деятельности, они разъехались по разным городам на учебу. Почему никто из них не продолжил сольную карьеру? Смена ценностей и приоритетов? Взросление? Потеря энтузиазма? Ильшат снова проиграл в кости.

Волейбол

Однажды в школе, будучи учеником 6 класса, Ильшат услышал разговор своих одноклассников про то, как их гоняют на каких-то занятиях в секции. Подойдя поближе, он понял, что ребята разговаривают о волейболе. Ильшат уже играл в волейбол на уроках физкультуры, и эту игру он любил больше, чем остальные. Не постеснявшись, он начал расспрашивать своих одноклассников об этой секции волейбола. Узнав все, что хотел, придя домой, рассказал всё матери. Та в свою очередь с охотой согласилась отвести свое чадо на первую тренировку.

Ильшат вошел в раздевалку, немного смущаясь, переоделся и приступил к занятию. Различные физические упражнения, игра с мячом и бег довольно сильно утомили его, но домой он пришел уставший и довольный. Тренировка за тренировкой, неделя за неделей, месяц за месяцем и вот, Ильшата стали брать на соревнования среди городов. Ильшат не был особо поворотливым и ловким, однако, всегда довольствовался своей минутой славы выходя на замену в игре. Он никогда не стремился стать лидером, но его грело ощущение себя как важного винтика в команде.

Стоит ли говорить о том, стал ли Ильшат профессиональным волейболистом хотя бы на региональном уровне? Думаю, нет. Все вы и так знаете ответ. Почему так получилось? Наверное, роста ему не хватало? А может одиннадцатый класс и подготовка к ЕГЭ всё испортили? Может Ильшат опять нашел другое занятие? Он опять проиграл в кости.

Мета атлетика

Ильшат не помнил, когда начались его первые влечения к противоположному полу. Он легко влюблялся и много мечтал. Но всё всегда ограничивалось только мечтаниями. Как и большинство школьников, Ильшат обращал внимание лишь на внешний вид своих сверстников, по его мнению, он никогда бы не стал встречаться с толстой девочкой. Также Ильшата немного хандрило от мизантропии. Он считал, что девочки из его школы, а тем более одноклассницы, его не достойны, и устройство личной жизни откладывал на потом.

Время шло, Ильшат все так же мечтал о старшеклассницах. Но вдруг ему случайно подвернулось знакомство с девочкой на год младше его. Раньше Ильшат проигнорировал бы её, но завязался диалог, и вдруг он понял, что эта девочка такая же, как и он. Да, ничего серьезного у них в итоге не вышло, но со временем Ильшат начал избавляться от предрассудков о своих одноклассниках, о толстых девочках и учителях. Но каждый раз, когда он заводил новые знакомства с противоположным полом, надеясь на что-то серьезное, ему говорили «нет». Бывало и к нему проявляли симпатию, но она всегда была невзаимной. Вопросы девственности его тревожили лишь лет до 16, после он уже не обращал на это внимание. Ильшат не терял надежду, свято веря в то, что однажды в его жизни появится та, которая протянет руку взаимности в ответ. Но время шло, а та «избранная» так и не приходила. Не то чтобы Ильшат лежал себе спокойно на диване и ждал подарка судьбы, нет: он старался с каждым новым провалом искать изъяны в себе, находить их и искоренять.

Время школы подошло к концу. Настала новая эпоха: институт. Студенчество самая беззаботная и свободная пора в жизни человека. В глубине души Ильшат верил, что с поступлением в вуз и переездом в другой город всё изменится. Но нет, отсутствие опыта в отношениях начало сказываться как никогда. Другие люди, новые незнакомые места, тяжелый период адаптации, внезапная безответная любовь пришлась сильным ударом по психическому здоровью Ильшата. Он уже не верил ни во что. Он разбит. Он мечтал лишь об одном: перестать чувствовать что-либо и кануть в небытие. Но тоска рано или поздно проходит. Он с улыбкой вспоминает те времена бескрайней чувственности.

***

Сейчас Ильшат зачерствел. Он больше не играет в кости. Ему 27, он живет с родителями, подрабатывает на скудно оплачиваемой работе, слушает старую музыку и смотрит смешные подборки видео на Ютубе. Изредка встречается со своими немногочисленными друзьями, которые остались в его маленьком родном городке. Ильшат смирился со своей ролью бесперспективного аутсайдера, вошел во вкус. Серая мышь без интересов и увлечении. Ошибка Ильшата заключалась в том, что он забрал кости и ушел с игрального стола жизни. Возможно, ему оставался один бросок до удачного исхода. Ильшат не сделал этот бросок, потому что он устал проигрывать. Ошибка игрока наоборот.

Кто сделал удачный бросок – те выходят со стола с выигрышем, и неважно, заслужили они его или нет. Те, кому еще предстоит узнать свою судьбу, либо кидают свои кости до последних минут жизни, либо уходят со стола.