В конце 70-х автомобиль для советского человека был большой роскошью. Обычные Жигули стоили около 6000 рублей, при средней зарплате в 120 рублей. Действие фильма "Гараж" происходит в то время, когда советский автопром начал налаживать производство и шансы граждан получить автомобиль немного увеличились.
Эльдар Рязанов в 1978 году заскочил на заседание гаражного кооператива на Мосфильме, пропадал там полдня и вышел с готовым сюжетом кинокартины, которой суждено было стать одной из любимейших комедий Рязанова. Сюжет этого фильма "Гараж" знаком, наверно, каждому: сотрудники "НИИ по охране животных от окружающей среды" создают гаражный кооператив, но по его территории должна пройти скоростная магистраль, количество гаражей из-за этого придется сокращать. На заседании пайщиков предстоит выбрать четырех крайних. Но так как никто гаража лишаться не желает, собрание сильно затягивается. Практически все, что показал Эльдар Александрович в своей картине произошло на самом деле. Сам Рязанов стал прототипом профессора Смирновского, который состоял в кооперативе вместе с дочерью. Профессор предпочитал в спорах кооператива не участвовать - к семье могли придраться из-за притязаний на два гаража.
"Гараж" - это единственное в своем роде собрание звезд советского экрана. Даже в массовке заняты актеры первой величины. Молодые актеры Ольга Остроумова и Игорь Костолевский пытались спрятаться за бегемота и не попадаться на первый план, чтобы не так бросалась в глаза их "бездарность" на фоне мастеровитых актеров.
Что удивительно, никто из сыгравших в "Гараже" актеров не проходил обязательных в советское время кинопроб. Рязанов к тому времени уже сделал себе имя, поэтому ему разрешили самому набирать артистов. Валентин Гафт был единственным актером, которого взяли на роль по стечению обстоятельств. Дело в том, что на роль Сидорина Рязанов взял своего друга Александра Ширвиндта. Но Ширвиндт на тот момент был очень занят в театре и на съемки долго не являлся. Рязанов рассердился и вызвал на съемочную площадку, работавшего в соседнем павильоне Валентина Гафта.
Во время съемок "Служебного романа" Эльдар Рязанов прочитал свои стихи " У природы не плохой погоды". Всем очень понравилось, и только Андрей Мягков что-то пробормотал себе под нос. Пошли слухи, что Рязанов обиделся и поэтому дал Андрею Васильевичу в "Гараже" роль немого. Хотя сам Эльдар Александрович считал, что оказал Мягкову доверие, поручив роль, в которой актер лишен главного средства воздействия на зрителя - речи.
На съемках "Гаража" сбылась и давняя мечта Мягкова - он наконец- то сыграл в одном фильме со своей женой ( Анастасия Вознесенская исполнила роль директора рынка) .
Собрать и удержать на съемочной площадке такое количество звезд дело очень непростое. Большинство актеров, снимавшихся в "Гараже", параллельно играли и в театре. Рязанов обошёл всех худруков театров и взял с них обещание не занимать актеров на репетициях во время съемок фильма. Съемочный день проходил с 9 утра до 6 вечера, далее актеры могли расходиться по своим делам. Картину сняли за 21 день. Съемки происходили без выходных, снимали в хронологическом порядке - очень важно было удержать нерв заседания. Впервые в истории на съемочной площадке одновременно работали три камеры - артисты знали, что их снимают, но не знали кого именно, поэтому схалтурить никому не удавалось, все актеры выкладывались на 100%.
"Гараж" посчитали слишком острой картиной, и в центральных кинотеатрах показывать запретили. Сеансы проходили только в тех кинозалах, которые не могли попасться на глаза высшим советским чиновникам. Но даже такие ухищрения не помешали - в первый год проката "Гараж" посмотрели 28 миллионов человек. С тех пор картину показывали по телевидению несчетное количество раз, фильм разошелся на цитаты.
— Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину Родину продал!
— Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе.
- Где ключ?! Ключ где, паршивая моя?!
— Человек — это тоже животное. Его тоже надо охранять.
— От кого?
— Человека надо охранять от человека.
— У тебя дома ребёнок голодный, а ты юродствуешь.
— Мой ребёнок: хочу — кормлю, хочу — нет.