Найти тему

О чем книга Д.Ариэли "Предсказуемая иррациональность" и стоит ли ее читать.

Поведенческая экономика - новое и увлекательное направление, изучающее связь финансов и психологии. Я уже делала обзор на книгу "Новая поведенческая экономика" Р.Талера, а теперь прочла еще одну. Спойлер: книга Д.Ариэли мне понравилась гораздо больше!

Автор - экономист, преподаватель и обосновывает свои выводы экспериментами. В погоне за истиной Д.Ариэли не боится самых смелых решений. Например, Д.Ариэли изучил, как меняются решения человека в момент сексуального возбуждения.

Классическая экономика считала людей рациональными существами, думающими о выгоде и завтрашнем дне. Поведенческие экономисты поняли, что наше поведение часто иррационально. Но наша иррациональность предсказуема, подчинена общим правилам.

Вот какие моменты подмечает Д.Ариэли:

  • Импринтинг или "якорь". Мы сравниваем цены с тем, что уже об этом знали. Если обстановка или цены меняются, мы интуитивно стремимся к прежним, знакомым нам ценам.
  • Стадный инстинкт. Мы встраиваемся в очередь, если видим ажиотаж. Иногда мы сами создаем такие "очереди" у себя в голове.
  • Эффект бесплатного. Дэн Ариэли выяснил, что мы ощущаем огромную разницу между "дешевым" и "бесплатным". Бесплатное так нас соблазняет, что иногда мы жертвуем личными вкусами ради выгоды.
  • Социальные и рыночные нормы. В нашем мире существуют социальные нормы (т. е. зона человеческих отношений) и рыночные (зона бизнеса). Если мы переводим социальные нормы в рыночные, возврата нет! Люди больше ценят социальные нормы. По дружбе или из благородных побуждений люди делают больше, чем за деньги.
  • Эмоциональное возбуждение. Когда мы находимся под действием алкоголя или возбуждения (например, сексуального) в нас просыпается "темная половина". Мы не можем ее полностью контролировать. Стоит это учитывать заранее.
  • Эффект владения. Мы больше ценим то, чем уже владеем.
  • Эффект ожидания. Если мы ожидаем хороших эмоций, то их и получаем. А если настроены негативно, то и продукт покажется нам "невкусным", а услуга "некачественной".
  • Когда мы обманываем. Дэн Ариэли установил, что мы руководствуемся внутренним кодексом. Например, не можем своровать деньги, но можем вынести с работы вещи на ту же сумму. Нам сложно быть нечестными после разговора о честности, например, чтении 10 заповедей или этических кодексов.

Эти и еще многие интересные наблюдения описаны простым языком и сдобрены легким юмором. Книга читается как увлекательный роман. Настоятельно рекомендую к прочтению!

Если статья была интересной, не забудьте подписаться на мой канал о домашней экономике.

#вредные привычки #поведенческая экономика #полезные советы #экономия денег #экономика #домашнее хозяйство #привычка