Первые годы советской власти разрушительно сказались на семейной жизни. Рассматривая этот вопрос, прежде всего, стоит упомянуть о неверном понимании слова "свобода". Для большинства малообразованных граждан, понятие "свобода" стало ассоциироваться с вседозволенностью, освобождением от исполнения простейших норм поведения.
Советская пропаганда провозгласила свободу во всем, и прежде всего, в личной жизни. Большинство молодых людей восприняли это как разрешение на распутный образ жизни. Отношения между парнем и девушкой, сводились лишь к интиму, удовлетворению потребностей. "Я хочу быть свободным. У меня есть девушка и мы близки,-говорил один студент,-но я не хочу жениться. Другой же молодой человек объяснял свое нежелание вступать в брак по причине, что это может помешать ему принимать активное участие в общественной жизни. Девушки, признанные законом как равные мужчинам, в своих чувственных стремлениях нисколько не уступали, и были готовы в любой момент бросить партнера в угоду личным или карьерным интересам. Для наглядности, я вам предлагаю к прочтению книгу Анатолия Мариенгофа "Циники". Если не любите читать - смотрите экранизацию Дмитрия Месхиева 1991 г. , где прекрасно показано нравственное падение героини Ингеборги Дапкунайте.
Но это про молодых.
Поколение постарше пострадало от новых веяний куда больше. Начнем хотя бы с семейных реформ. Был отменен церковный брак. Теперь молодожены должны были регистрировать свои отношения в ЗАГСе, при этом ранее заключенные церковные браки имели силу.
Но бывшие крестьяне не поняли новых законов, и расценили это как возможность бросить своих жён и детей. Нередко мужчины объясняли свой уход из семьи тем, что "старая жена" не воспринимает новых порядков, живет устаревшими патриархальными правилами и отказывает в интиме.
Спутались в сознании граждан и термины "церковный" и "гражданский" брак. Гражданский брак считали простым сожительством, когда пара на короткое или длительное время живет вместе и ведет общее хозяйство. И хотя, по сути характер отношений носил семейный характер, будучи не оформленными, они не имели никакой правовой защиты. Партнеры в любой момент покидали отношения, что негативно сказывалось на материальном благополучии, детях и нравственной жизни. Частая смена партнеров вела к увеличению венерический заболеваний и числу беспризорников на улицах, а следовательно - преступности.
Появился социальный феномен как "брачные ножницы"- когда один из супругов полагал, что имеет право оставить "отсталого". Так, Александр Макаренко - секретарь Краснодарской ячейки ВКП (б) - бросил больную жену с ребёнком. Он объяснял свой поступок тем, что ему нужна красивая и здоровая жена, умеющая принимать гостей. Больная женщина не могла стать хорошей хозяйкой в доме. Вместо неё он взял себе в жены молодую воспитательницу "бойкую, образованную", и видимо, гостеприимную.
А что вы слышали о семьях 20-х гг.? Может у вас сохранилась семейная история того времени, и неважно печальная она или счастливая, поделитесь ею. Будет очень интересно узнать о людях и их семьях в 20-е.