А мама с Есениным.
Захожу на днях в метро, народу не так много – обеденное время. Да и многие сейчас переведены на удаленку, в связи с очередным витком борьбы с коронавирусом. Люди в маках опасливо сторонятся друг друга и стараются держать дистанцию. Я спокойно села, достала книгу. Едва прочитала пару страниц, как меня привлек звонкий голос ребенка. Поднимаю голову и моему взгляду открывается занятная картина.
На очередной станции в вагон входит семья, а именно, супруги с маленькой девочкой лет четырёх и бабушка малышки. Семейство рассредоточилось по вагону, вернее мама села отдельно и достала томик стихов Сергея Есенина. «Очень символично», - подумала я, вспомнив, что сейчас проходит есенинская неделя в преддверье юбилея великого поэта.
А папа с дочкой и тёщей расположились рядом со мной. Девочка очень подвижная и смышленая, сразу было видно, что развитие сознания опережает ее возраст. Меня удивило отношение отца и то, как он общался с ней. Честно скажу, такое нечасто встретишь в наш скоростной век, когда многие родители наспех общаются со своими детьми, параллельно успевая переписываться в гаджетах, да еще общаться по телефону. Малышка задавала много вопросов, что было естественно для ребёнка её возраста. А вот как папа отвечал на них, настолько привлекло моё внимание, что я перестала читать книгу и практически стала пассивным участником их разговора. Темы и вопросы ребёнка были разные, они перескакивали от одного к другому. То она эмоционально рассказывала об общении с мальчиком в детском саду, то ее мозг переключался на лампочку, которая освещает вагон метро. Дальше шли переживания того, «как же светит солнце и не падает», до разбора такой философской темы «почему не надо сильно болтать ногами, задевая стоящих рядом пассажиров».
Взаимодействие отца и дочери было очевидным. Он вёл канву разговора с одной стороны очень заинтересовано, поддерживая темы дочурки, а с другой - спокойно и уверенно. То есть, он действительно осознанно общался с дочкой, а не так как некоторые из родителей, односложно отвечают своим чадам с нотками недовольства, что «детский лепет» отрывает их от чего-то более важного. Мужчина был с девочкой полностью «здесь и сейчас», и они оба получали радость от общения и выглядели вполне счастливыми. Причём отец строил разговор таким образом, что в его интонациях не прослеживались нотки нотаций или превосходства. Не было и длинных монологов или пространных объяснений с его стороны. Наоборот, он активно привлекал девочку к ответам. То есть, строил разговор с одной стороны дружески, а с другой стороны подталкивал ребёнка к тому, что она сама искала ответы на свои же вопросы, используя знания и понятия, которыми она уже владела, а он добавлял недостающую ещё в её багаже информацию, доступно для восприятия. При этом старался, чтобы она сама делала выводы и заключения.
Беседа у них получилась настолько занимательная, что со мной случился казус, я откровенно и с увлечением слушала их рассуждения: «Почему солнышко тёплое и чем отличается кузнечик от муравья». Я наблюдала за девочкой и отмечала её умный, смышленый взгляд, спокойную уверенность. Она не боялась задавать вопросы, ее приучали с удовольствием искать ответы на них.
А ведь где удовольствие, там интерес и, следовательно, концентрация внимания. Благодаря чему идут мощные процессы изменений в мозге, развивается Личность. То есть, в столь юном возрасте этот ребёнок вполне самостоятельно мыслил и не ждал готовых ответов от взрослых, а заинтересованно и деловито, как исследователь, рассуждал, расширяя свое мировоззрение. Девочка была спокойна, раскована и довольна.
Хочу отметить ещё такой момент, что бабушка тоже очень достойно себя вела. Она не вмешивалась в разговор, было видно, она доверяет своему зятю.
Когда семья выходила из вагона, малышка предпочла руку папы, хотя мама пыталась взять её первой. Было очевидно, что она папина дочка, в самом лучшем смысле.