Volkswagen Type 2 T1, 1950-67
«If you`re going to San Francisco, be sure to wear some flowers in your hair» – «если ты едешь до Сан-Франциско, заплети в свои волосы пару цветов». И обязательно разукрась цветами борта своего «хиппи-буса». Последней фразы, конечно, не было в знаменитой песне, но она явно подразумевалась – американские пацифисты не признавали никакого другого личного транспорта, кроме фургончика, являющегося довольно близким родственником немецких танков.
И это не единственный парадокс в истории модели. Своим появлением на свет Type 2, как поначалу называли «Транспортер», отделяя его таким образом от Type 1 – «Жука», обязан случайности. Голландский автодилер Бен Пон увидел на заводе Volkswagen развозные грузовички, которые рабочие смастерили для своих нужд из частей Beetle, и подумал, что это прекрасная идея – насытить послевоенную Европу легким коммерческим транспортом.
Но «здесь отрезать, там пришить» никогда не было концепцией «Фольксвагена». Первый Type 2, хотя и вовсю использовал узлы Kafer, был самостоятельной моделью. Во-первых, его «продули» в аэродинамической трубе до весьма приличной на то время цифры – 0,44, а во-вторых, грузовичок с багажной платформой ровно между осями имел идеальную развесовку даже в незагруженном состоянии: вес мотора и бензобака, расположенных сзади, компенсировался массой водителя.
«Тэ Первый» имел около десяти вариантов кузова, начиная от утилитарного бортового с одинарной или двойной кабиной и заканчивая уникальными модификациями Camper (с палаткой на крыше) или Samba со сдвижным тканевым верхом и 21 окном в два ряда. Мотор «хиппимобиля», поначалу 24-сильный 1,1-литровый с «Жука», в ходе выпуска «окреп» сначала до 30 лошадей, а потом и до сорока.
Volkswagen Type 2 T2, 1967-79
В целом второе поколение можно спутать с первым: оно такое же округлое, хотя и лишилось части элементов (например, дополнительных окон) и, в некотором роде, харизмы. Любопытно, что в Бразилии Т1 продолжили выпускать до 1975 года: рачительные бразильцы не хотели переплачивать за «непонятно что», их и так все устраивало. А когда уже совсем стало невмоготу, поставили на конвейер гибрид первого и второго поколений, метко названный кем-то «Фольксвагеном ТэПолтора».
Так или иначе, в стране футбола и диких обезьян Type 2 производили аж до 2013 года и сняли с конвейера только из-за введенных в стране обязательных краш-тестов. Кроме Бразилии, Т2 выпускали еще в Мексике, Австралии, Нигерии и ЮАР. Да и из 2,5 миллионов выпущенных в Германии две трети тоже ушли на экспорт.
За что любили Т2? За надежность и неприхотливость при неплохих грузоподъемности и вместительности. За довольно мощные по тем временам моторы – от 1.6 до 2.0 литра, до 70 л.с. За приятные опции типа двух сдвижных дверей в базовой комплектации фургонов и АКПП-3, которую можно было заказать в версии с самым мощным мотором. С 1968 года Т2 имел двухконтурную тормозную систему, а с 1970 стал оснащаться передними дисковыми тормозами. Да и вообще, в Type 2 T2 было комфортно – и просто ехать, и управлять им.
Volkswagen Type 2 (Transporter) T3, 1979-92 (1992-2003 в ЮАР)
Эти машины до сих пор колесят по нашим дорогам в достаточном количестве – они были очень популярны, несмотря на то, что как обычно официально в страны СНГ не поставлялись. Трудяга «Тэ Третий» (у нас их почему-то часто ошибочно называют Т2), хоть и унаследовал заднемоторную компоновку, внешне был совсем не похож на своих предков-«хиппарей». Его угловатые формы, вполне в семейном стиле, напоминали первые генерации Golf или Passat. Оттуда же были взяты элементы интерьера, руль и комбинация приборов.
Да и опций «легковых» в Т3 была масса. ГУР, кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок были доступны во многих версиях, за отдельную плату можно было получить АБС. Полноприводная схема – Syncro – тоже была впервые реализована на этом поколении. Как и таблички с названием модели на кузове – не только Transporter, но и Caravelle, Multivan. Пассажирскую и люксовую модификации еще не обособили в отдельные модели, но уже отметили шильдиками. Собственно, версий у Т3 было много, в том числе и кемпер: Westfalia для европейского рынка, и California – для американского.
Движки хоть и находились сзади, с 1982 года стали получать водяное охлаждение. С ними кабину стало намного легче прогревать, но появились проблемы с течами – радиатор был спереди. Наши отечественные умельцы тоже часто отказывались от «воздушников», используя не только штатные варианты, но иногда даже моторы Subaru (они ведь тоже оппозитники) или рядные движки VAG – в этом случае иногда приходилось работать болгаркой и уменьшать объем багажного отделения. Кстати, сам завод тоже ставил на Т3 рядные дизельные двигатели – с 1985 даже турбированные.
Volkswagen Transporter T4, 1990-2003
К началу 90-х годов заднемоторная компоновка – родом из довоенного времени – была уже диким анахронизмом, особенно для коммерческого транспорта, где ценятся полезный объем и высота погрузки. Да и конкурентов «без странностей» у «Транспортера» к этому времени появилось достаточно. Volkswagen нашел, чем ответить: Т4 был так же по-семейному неприхотлив, надежен и удобен.
Transporter T4 получил обтекаемые формы, полукапотную компоновку – стандартную для коммерческих автомобилей. Подвеска, как и у большинства машин VAG 80-90х годов, объединяла в себе минималистическую простоту, исключительную надежность и отличную энергоемкость. Даже версии с высокой крышей не были склонны к кренам и раскачиваниям. Поэтому после рейстайлинга 1996 года, когда кроме других новинок еще и удлинили нос, появились заряженные версии «Каравеллы» и «Мультивэна» с легендарным VR6 на 204 л.с.
Но основными моторами Т4 все-таки были дизеля: от атмосферного 1.9 до турбо 2.5. Полный привод Syncro остался, но уже не имел такой популярности, как у предыдущего поколения. Остались (и продолжили путь к самостоятельности) модификации Caravelle, California и Multivan, кроме того, выпускалась версия DoKa – бортовая со сдвоенной кабиной, ну и, конечно Westfalia/California – «гены бродяжничества» проявляются во всех поколениях Transporter.
Volkswagen T5, 2003-15
Т5 стал современнее не только внешне, но и внутренне: передняя подвеска обрела подрамник, а задняя стала независимой, опционально еще и пневматической. Панель приборов наконец-то перестала быть спартанской, вместо огромной грузовой «кочерги» рычага переключения передач (селектор АКПП, кстати, тоже раньше был на полу) появился короткоходный джойстик на торпедо.
Рассказывать о версиях «ТэПятого» можно долго. Коротко- и длиннобазные, высокие и низкие, грузовые, грузопассажирские – в общей сложности их было около ста. Основные, конечно, Caravelle, Multivan и California (они, как всегда, выступают под своими шильдиками), а еще – Shuttle и Kombi. Последней модификацией Volkswagen, по сути, «отобрал хлеб» у доморощенных улучшателей модели: Kombi представлял из себя фургон с демонтируемыми сиденьями. Да, грузоподъемность тоже варьируется: от 860 кг до почти «газелевских» 1,4 тонны.
Также нет смысла перечислять все мыслимые и немыслимые опции, возможные на «Тэ Пятом», особенно в пассажирских версиях. От ABS, ESP, ASR до системы контроля давления шин и встроенных холодильников. Жаль вот, в США все это великолепие не попало – из-за так называемой «куриной войны». Там вместо Т5 продавали Volkswagen Routan – тот же Dodge Grand Caravan, но с эмблемой VW.
Моторная гамма была поначалу довольно разнообразной, включая даже VR6 3.2, но – до рейстайлинга 2009 года. Потом – только двухлитровые, и бензиновые, и дизеля. Собственно, так же, как и на…
Volkswagen T6, 2015-поныне
… который многие считают глубоким рестайлингом Т5. И для этого есть все основания: изменения между пятой и шестой генерациями самые незначительные за всю историю модели. Салон, оптика, оперение стали немного другими, на некоторых модификациях появились двери на петлях вместо сдвижных, противотуманки. В модельную гамму вернулась модификация Camper.
Моторы, как мы уже говорили, остались только 2.0. Собственно, их линейку позаимствовали у Golf. Единственная разница с рестайлинговым Т5 – система би-турбо, кстати, впервые появившаяся на микроавтобусах. Так же, как и у предшественника, всех модификаций у Т6 не перечесть. Еще бы, ведь у него 2 варианта базы, 3 варианта высоты и 4 – грузоподъемности. И это не считая «фиксированных» версий!
Volkswagen Transporter был и остается одним из лучшим коммерческих автомобилей. За долгий путь в 70 лет модель не только не растеряла поклонников, она в каждом поколении открывает новые грани. А купить «Транспортер», «Каравеллу» или «Мультивэн» можно у нас в РОЛЬФ. Ждем вас!
РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.
Понравился пост? Жмите палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Здесь поднимают самые интересные и важные темы.
Рекомендуем прочитать:
Лучший друг ухабистой дороги: история Subaru Forester
Полезные привычки, которые могут спасти жизнь водителю
«Большой-широкий». За что мы полюбили Jeep Grand Cherokee