Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Тайны Лили Брик

Оглавление

Лиля Брик в эпоху 20-30 годов представляет собой уникальный случай везучего человека. Аллегорически её в ту пору можно представить следующим образом: человек в центре мощной артподготовки, все вокруг погибают. А на ней самой ─ ни единого ранения, более того, после каждой смерти этот человек лишь наполняется силами и материальными благами.

Так что, по сути, тайны подобной везучести Л.У. Брик сводятся к трем загадкам. Каким образом её не коснулись массовые репрессии (в числе репрессированных – оба её «зарегистрированных» мужа и огромное число «просто друзей»)? Чем она так привлекала к себе выдающихся (будь то в поэзии или бизнесе) людей? И почему гибли почти все приближенные к ней?

Бомба массового поражения

Вопрос привлекательности Лили Уриевны обсуждался в сотнях (если не тысячах) опубликованных писем и заметок современников. Кто-то, например, Г. Свиридов (пошедший в «салон» Бриков вопреки предостережениям Шостаковича), а так же множество женщин (жена её последнего мужа, дочь пасынка В.В. Катаняна и сама Анна Ахматова) ─ не были высокого мнения о внешности нашей героини. Но большинство мужчин восхищались «огромными глазами, умением себя подать, звонким характером» и потрясающей сексапильностью.

Есть версия, что Лиля Брик просто опередила свое время: восточные девочки взрослеют быстро, в конце 20 начале 21 века уже никого не удивила бы сверхэнергичная, небольшого роста (маленькая, но «ёмкая») девушка-«гипертим». И если бы у неё было поклонников больше, чем у других ─ то не намного.

А поклонников Лиля не только искала сама с 13-ти летнего возраста, позже ей их тщательно подбирали. Из сохранившихся писем, книг Ваксберга, Катаняна и недавно вышедшего «желтушного» бестселлера Ганиевой известно, что в возрасте 13-ти лет Лиля Каган стала «развиваться» одновременно по двум направлениям.

Она встретила Осипа Брика и твёрдо решилась выйти за него замуж, и одновременно, начала активно готовиться к этому замужеству практически. Какая же разумная девушка выйдет замуж за своего избранника без практической ***-подготовки! – Во всяком случае, так считали в эпоху, когда Маркс провозгласил грядущее «обобществление жён».

Лиля Брик, Осип Брик
Лиля Брик, Осип Брик

Первые связи и странный брак

Все источники уверяют, что Лиля любила Осипа, но понимая, что в 13-ть лет замуж рановато, начала готовиться к супружеской жизни. Не очень ясно, какие из связей были лишь платоническими, а в каких она осуществляла подготовку в брачной жизни, чтоб не казаться неумехой. Связей было много:

  • учитель словесности или учитель математики (может оба?);
  • двоюродный дядя в деревне, куда Лилю сослали за шашни с учителями;
  • студент или преподаватель Мюнхенской студии арт-мастерства (Лиля изучала скульптуру и натурщиков), от которого она-таки умудрилась забеременеть.

Если верить книге Ганиевой и намекам в биографии Ваксберга, именно огласка факта, что Лиля сделала аборт, послужила тому, что сын негоциантов Осип женился на Лиле Каган практически против воли родителей.

Казалось бы, время успокоится: произошло слияние капиталов двух еврейских семей, самое время рожать наследников и «украшать семейное гнездо». Но, ─ видимо, невозможность иметь детей после неудачного аборта, плюс революционная ломка общественной жизни, как раз и толкнули Лилю не только продолжить, но и «усугубить» привычный с юных лет образ жизни.

Прожив год с Осипом, она заявила, что их отношения далее будут исключительно дружескими. И умудрилась стать хозяйкой салона, не менее знаменитого в 20-30-ые годы, чем «башня Вячика Иванова» в начале века.

Друзья и любовники сквозь призму целесообразности для ЧК-ОГПУ

Нельзя утверждать точно, что у Лили был только один любовник ─ Маяковский, благодаря которому и собрался её «салон». Скорее всего, если судить по знаменитой фразе нашей героини «знакомиться надо в постели», она пыталась их всех «попробовать». Но уж босс ОГПУ-НКВД Яков Агранов (Янкель-Шевель Шмаев) в московский период её салона любовником Лили Уриевны, скорее всего, был.

Но и до революции и сотрудничества четы Бриков с ЧК (о том, что Осип сотрудничал с чекистами, известно уже давно, но недавно было найдено и удостоверение Лили), их салон процветал.

Владимир Маяковский. 1910 год
Владимир Маяковский. 1910 год

В Петербурге к Брикам на «карты и музицирование» приходило столько знаменитостей, что в короткой статье не перечислишь, приведу самых известных:

  • Маяковский;
  • Бурлюк;
  • поэты Хлебников и Каменский;
  • балерины (Лиля якобы училась танцам, но ясно же, что мужскую компанию надо «уравновешивать») Гельцер и Доринская;
  • банкир, затем сотрудник РОСТА, затем эмигрант Л. Гринкруг.

Конечно, бывала на питерской улице Жуковского и младшая сестра Лили ─ Эльза. После того, как Брики, вслед за Маяковским перебрались в Москву, а Осип получил своё удостоверение «юриста ОГПУ» салон расцвел ещё пышнее.

Владимир Маяковский и Лиля Брик. 1915
Владимир Маяковский и Лиля Брик. 1915

Гости московского («маяковского») периода ─ это потрясающий список будущих репрессированных творцов или, напротив, лауреатов сталинских премий. В числе прочих, у Бриков бывали:

  • Николай Асеев;
  • Мейерхольд и Горький;
  • Сергей Третьяков и Антокольский;
  • Василий Каменский и Георгий Свиридов (которому Лиля не понравилась);
  • Кольцов и Пастернак;
  • пламенный революционер и один из первых «советских дельцов» Абрам Краснощеков и режиссер Лев Кулешов;
  • Дзига Вертов (между прочим, изобретатель съемок скрытой камерой, но я ни на что не намекаю).

─ «Парами» приведены люди противоположных судеб, ─ первые казнены, вторые удостоены почёта от власти. Таким образом, можно говорить о том, что салон Лили Брик работал как прекрасный инкубатор и «полигон» талантов, где их внимательно наблюдали или признавали годными для советской власти, или…

Лиля Брик в конце 1920-х годов. Фото Осипа Брика
Лиля Брик в конце 1920-х годов. Фото Осипа Брика

Особенно четко это доказывает «после-маяковский», литературно-военный «салон» Л. У. Брик. Когда она зарегистрировала свои отношения с комкором В. Примаковым и её гостями, вместе с людьми мира творческого, стали Тухачевский, Якир, Уборевич.

Тут комментарии излишни ─ эти граждане «полигона» Бриков не прошли и были признаны «не годными». А прекрасная хозяйка салона продолжала получать деньги за миллионными уже тиражами издающиеся произведения Маяковского. Даже после казни её покровителя-Агранова ничего ей не было: Агранов себя исчерпал, но его (и ─ для публики ─ Лилино!) детище, «испытательный полигон для талантов» доказал свою нужность советской власти.

Статья написана специально для канала «История», автор: Илья Кулагин

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world)
Наш сайт: worldofhistory.ru - еще больше интересного и увлекательного