Найти в Дзене
В стиле Ню

"Рельсы" Мьевиль - рельсоморье, разлитое по отравленной земле

- Про что читаешь? - спрашивает меня подруга. Я, жалея, что вопрос меня застиг на таком моменте, честно отвечаю:
- Про то, как гигантский крот дерется с ангелом.


Мьевиль заставит окружающих сомневаться в вашей адекватности, если вы попытаетесь пересказать сюжет. Я уже пробовала - рассказывала о "Вокзале потерянных снов". Это магия - при чтении все выглядит логичным и адекватным, при пересказе же все теряет свой шарм, а вы теряете звание нормального человека в глазах своего слушателя. Но да к черту, Чайна того стоит.

Мир, который строит Мьевиль, стоит на отравленной земле. В ней водятся подземные твари - помните фильм из 90-х "Дрожь земли"? Наравне с "Кошмаром на улице Вязов" он был моим любимым ужастиком детства. Там огромные подземные черви вылезали из земли и пожирали людей. Мьевиль пошел дальше - и появились гигантские кроты, землеройки крысы, черви, личинки, совы. В верхних слоях неба рассекают отравленный воздух огромные монстры, изредка падая на землю, грозя раздавить поезда. Конечно, во всем виноваты люди - не надо валить на злополучных инопланетян, которые раскинули пикничок на Земле. Во-первых, это было у Стругацких, во-вторых, сами свиньи.

На земле расползлись спутанные нити рельс, хаотично пересекая все пространство, куда могут податься люди - до точек-невыхода, охраняемым запрограммированными механическими ангелами. Они образуют то взятое из название (и успешно переведенное только в тексте) railsea между плотным и пригодными для жизни островами с городами.

Шэм - главный герой этой повести, помощник доктора на кротобое "Мидас". За неимением водного пространства и китов, люди пустились в погоню за гигантами на поездах, добывая мясо, жир и шерсть. Капитан "Мидаса" не имеет одной руки и имеет свою философию - гигантского крота Насмешника Джека, за которым ведется охота. Шэм не уверен в том, что хочет стать доктором, да и профессия охотника ему не по душе - он даже спас дневную летучую мышь с переломанным крылом и выходил малютку, приручив ее.

На полотне рельс порой встречаются опрокинутые поезда. В одном из таких вышедший на вылазку с частью команды Шэм находит скелет и спрятанную память - крохотную карту, на которой запечатлены изображения мужчины и женщины, двух детей на фоне арки, различных пейзажей и одинокой рельсовой дороги, уходящей куда-то вдаль. Для мира, где рельсы представляют собой сплошное море, сцепляясь друг с другом намертво, подобное одиночество - фантастика. Шэм задается целью найти детей с изображения и передать им весть о том, что их родители погибли. Сам он сирота, и это представляется ему важным.
А дальше начнутся приключения - и край свет, где одинокая рельсовая дорога растворяется вдали, поманит за собой.

Мир - отдельная живая константа в книге. Он притягательный, подробно описан и настолько фантастичен, но в то же время идея его достаточно проста. Приятный, с легким оттенком юмора и каламбуров язык, не перегруженный излишними описаниями. Много отсылок к другим произведениям - начиная от всеми узнаваемого "Моби Дика" и заканчивая поклоном в сторону Стругацких. Не знаю, стоит ли начинать знакомство с Мьевилем именно с этой книги - пожалуй, с этим автором дела обстоят как с помывкой под худосочным водопадом с водой в плюс один градус. Надо вздохнуть и быстро забежать, пока решимость окончательно не покинула тело вместе с теплом и помнить, что вам будет чертовски холодно, зато вонять от вас перестанет.

-2