Всем здравствуйте, сегодня мы поговорим о человеке, которого многие не знают, но тем не менее этот человек является уникальной личностью, который, как и многие другие участники Белого движения был коллаборационистом и воевал с Советским союзом и даже смог увидеть начало распада Советского союза. Говорить мы сегодня будем о таком человеке как Смысловский Борис Алексеевич (3 декабря 1897-5 сентября 1988).
Родился в городе Териоки на территории Великого княжества Финляндского(сейчас город Зеленогорск) в семье военного графа Алексея Смысловского. Окончил 1-й Кадетский корпус в Москве и Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге.Во время Первой мировой Смысловский был в составе лейб-гвардейской 3-й Артиллерийской бригады, за мужество был награждён, в числе прочего, орденом св. Анны 4-й степени и орденом св. Владимира 4-й степени. В 1917 г. поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, но вынужден был покинуть её в связи с октябрьской революцией. Во время Гражданской войны принял сторону белых и сражался на юге России. Например участвовал в неудачном врангелевском десанте из Крыма на Кубань. Закончил войну в чине штабс-капитана начальником разведывательного отдела 3-й Русской армии, созданной на территории Польши в сентябре 1920 г. После этого Борис Алексеевич пошёл по разведывательной стези и переезжает в Германию где проходит курсы по разведке. Курсы он проходил ещё до того как Гитлер пришёл к власти. Ещё до начала Второй мировой Смысловский переезжает в Польшу где становится начальником штаба Восточного отдела Русского общевоинского союза в Варшаве. Нападение Германии на Советский союз Смысловский воспринял как надежду на освобождение России от большевиков. Пользуясь своими обширными связями в военных кругах Германии, Смысловский добился создания в июле 1941 г. под своим командованием русского учебного батальона в составе группы армий «Север», предназначенного для разведывательной деятельности. Первоначально батальон состоял из белоэмигрантов, однако вскоре он стал пополняться бывшими советскими гражданами из числа перебежчиков и военнопленных. Батальон, выступавший под русским национальным флагом, рассматривался его создателем в качестве возможности под прикрытием разведывательно-диверсионной деятельности в интересах немцев набирать людей для будущей русской национальной армии. Смысловский, состоявший в это время в чине майора Вермахта, одновременно являлся сотрудником Абвера и носил псевдоним фон Регенау.
Во время войны Смысловский возглавлял особую дивизию «Р» (Россия) целью которой была борьба с партизанами. Общая численность дивизии насчитывала примерно 10 тысяч человек и примерно 80% от общей численности были советские граждане. В ноябре 1943 г. Смысловский был заподозрен немцами в двойной игре. Он был посажен под домашний арест, а Особый штаб «Р» и подчинявшиеся ему воинские подразделения были расформированы. В результате расследования, продолжавшегося 6 месяцев, все обвинения со Смысловского были сняты, а сам он награждён орденом Германского орла. Смысловскому предложили возглавить организацию партизанской войны в советском тылу и информационную службу Восточного фронта. Предложение было принято. В результате на основе разбросанных по всему фронту русских учебно-разведывательных батальонов была создана 1-я Русская народная дивизия во главе со Смысловским, принявшим псевдоним Артура Хольмстона с целью ввести в заблуждение советскую разведку. 12 февраля 1945 г. дивизия была переименована в Зелёную армию особого назначения.
4 апреля приказом Главного командования немецких сухопутных войск на основе Зелёной армии была создана 1-я Русская национальная армия со статусом союзной армии Вермахта под командованием Смысловского, получившего чин генерал-майора.
Наступление Советских частей заставило Смысловского отступить со своей армией в Австрию. В австрийском городе Фельдкирхе к армии Смысловского присоединился ЕИВ великий князь Владимир Кириллович со своей свитой. В ночь со 2 на 3 мая 1945 года остатки 1-й Русской национальной армии перешли границу нейтрального Княжества Лихтенштейн. Сам Смысловский позднее вспоминал об этом так:
«Момент неожиданности был решающим в этой операции, а потому я использовал для перехода труднопроходимый горный путь. В ночь на 3-е мая, при огромной снежной буре, сняв германскую пограничную стражу и оттеснив не ожидавших нас швейцарцев, мы перешли границу. Жизнь моих офицеров и солдат, а также честь русского имени были спасены. На рассвете кадры Первой Русской Национальной Армии расположились бивуаком в долине Рейна в тех деревнях, где почти 150 лет тому назад после Альпийского похода, отдыхали чудо-богатыри генерал-фельдмаршала Суворова. На территории маленького княжества Лихтенштейн гордо взвился Русский трехцветный Национальный флаг...»
В составе 1-й РНА к этому времени оставалось всего 462 военнослужащих, имевших на вооружении 249 винтовок и карабинов, 9 автоматов и 42 пулемета. В Лихтенштейне они были интернированы. На настойчивые требования советских представителей выдать Смысловского и его подчинённых лихтенштейнские власти ответили отказом, ссылаясь на то, что на территории княжества как нейтрального государства Ялтинское соглашение юридической силы не имеет. Население крохотного Лихтенштейна (около 12 тысяч человек) оказало всю возможную поддержку русским беженцам. Заботу о них взял на себя созданный специально для этой цели лихтенштейнский Красный крест под председательством княгини Лихтенштейна. Однажды к князю Лихтенштейнскому явились советские представители с требованием выдать военного преступника Смысловского-Хольстона, Франц-Иозеф попросил доказательств. Таковых предоставить не смогли, поскольку Смысловский преступником не был. Человек двести-триста из группы поверили советским агентам, что на родине их ждет прощение и нормальная жизнь, согласились выехать.
До России они никогда не доехали, их расстреляли из пулеметов в Венгрии. Мировой общественности дали объяснение по этому поводу: исправить этих людей было невозможно, поэтому их уничтожили.
В течение двух с половиной лет на содержание русских беженцев выделялось ежемесячно 30 тысяч швейцарских франков, а затем им был оплачен переезд в Аргентину (позднее эти расходы были возмещены Лихтенштейну правительством Германии). В Аргентине Смысловский для продолжения борьбы с большевизмом создал Российское военно-освободительное движение имени генералиссимуса А.В. Суворова (Суворовский союз). В 1966 г. Смысловский возвратился в Лихтенштейн. В 1966-1973 гг. он работал советником Генерального штаба Вооружённых сил ФРГ, после чего вышел на пенсию.
Хотелось бы добавить, что при жизни Смысловскому и его армии был открыт памятник в 1980 году что является редкостью, когда при жизни человека ему ставят памятник.
Также хотелось бы вставить цитату Смысловского об его участии во Второй мировой войне. Вот что он об этом думал: "Там, в России, если дойдет до этого, что немцы выиграют войну, там нельзя допустить, чтобы немцы поставили нам своих гауляйтеров, надо, чтобы это русские были, которые стопроцентно чистые. Все должно остаться, как есть. Конечно, другие люди наверху… народ должен освободиться, концлагеря должны перестать существовать, жизнь должна идти, и потом, когда мы уже перейдем эту перестройку, то тогда можно начать немцев спихивать. Немцы не проглотят нас..., мои солдаты, если пойдут, только на восток, я не имею ничего против Англии, ни против Франции воевать не буду, я с Россией тоже не воюю, я воюю со Сталиным".
Умер Борис Смысловский 5 сентября 1988 года на 91-м году жизни и был похоронен в Лихтенштейне.
Эта уникальная история о человеке, который боролся с Советской властью и дожил до глубокой старости. Оставалось всего три года до развала Советского союза и конечно жаль, что Борис Алексеевич не увидел этого.