Однажды, в приятный летний денек в Шекветили, у меня случилась одна приятная встреча.
Приехав купаться, я припарковал машину у одного дома на берегу. Глядя на него, мне вспомнились дачи в Серебряном Бору в Москве.
Этот дом, хоть уже и ветхий, когда-то явно принадлежал либо высокопоставленному чиновнику, либо деятелю искусства. Глядя на него, будто переносишься в другую эпоху.
Когда мы вернулись к машине, и долго и шумно загружались в нее всем семейством, из дома вышел пожилой человек. Он увидел, что ребенок бегает по дороге и решил предупредить нас о том, что здесь часто носятся сумасшедшие водители. Конечно, я не смог деликатно не спросить его о доме.
И действительно, хозяин дома при СССР был министром лестного хозяйства Аджарии. Он с радостью беседовал с нами. Сказал, что ему приятно поговорить на русском языке, который за последнее время стал забывать. Хотя когда-то давно он был тамадой на дне рождения артиста Арчила Гомиашвили в Москве. Тогда там собрались известнейшие люди из мира кино.
Как же здорово было вот так у машины поболтать с человеком, свидетелем прошлого, который о таких событиях рассказывает без пафоса, будто бы о походе за хлебом.
После этого разговора стало грустно от того, что через 20 лет уже не с кем будет вот так беседовать и вспоминать истории из прошлого. Люди уходят... И этот пост не о доме в Шекветили.
25 августа 2020 великому Гие Данелия исполнилось бы 90. Мастера трагикомедии ушел на 89ом году жизни и это невосполнимая утрата.
У нас остались его книги с мудрыми мыслями русского грузина и, конечно же, великолепные работы, которые являются общим достоянием и России, и Грузии.
Это фильмы, во время которых смех молниеносно сменяется слезами и наоборот; фильмы, которые пронизывают зрителя насквозь, далеко уводят от мирских хлопот и полностью переносят в мир переживаний героя, сначала полностью опустошая, а потом «до краев» наполняя любовью к человеку и самой жизни. Это ли не гениальность?
Говоря о нем, мне вспоминаются глаза Мимино. Этот взгляд, и наивный, и в то же время глубокий, и озорной, и строгий, и тоскливый. Это целый калейдоскоп чувств и эмоций, которым создатели фильма щедро делятся со зрителем.
В фильмах Георгия Данелия вот так просто показана жизнь, сложная, несправедливая, но согретая теплом человеческих отношений.
Данелия вырос и жил в России, при этом любил и тонко ощущал Грузию. В фильмах «Не горюй», «Мимино» и «Паспорт» он показывает Грузию и грузин, живущих в трех разных временах и обстоятельствах. Конец 19 века, СССР, Перестройка.
Но особой разницы в жизненных ситуациях, в характерах, в стереотипах, в традициях не заметно. О чем нам это говорит? Эпохи и политические режимы будут меняться, а люди, их жизни, их чувства и эмоции, переживания и даже пороки останутся неизменными и всегда будут в главной роли в фильме наших жизней.
Данелия часто называл себя безбилетным пассажиром, и одну из своих книг назвал именно так. Он говорил:
«Когда превозносят мое творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!»
Получается в этом мире мы с вами все пассажиры безбилетные. Очень резко может подуть совсем другой ветер, обстоятельства поменяться, и нас могут попросить «выйти вон». Тот же 2020 хорошо показал нам это и продолжает показывать. И главный наш билет — любовь к человеку.
С огромной благодарностью к великому мастеру за мудрость и за многообразие испытанных чувств.