Мое детство прошло в маленьком военном гарнизоне на севере. Одно из воспоминаний: за ночь выпал первый снег. Мама будит и подводит к окну. Там такая красивая, щемящая картина: голые деревья перестали смотреться страшными уродцами - белые шапочки покрыли их ветки. И две красавицы-березы сверкают еще ярче.
А мама произносит:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...
Уже потом, много позже, в классе 7, по-моему, узнала другого Есенина. Подруга занималась гитарой. И молодой человек - партнёр по игре "ансамблем", тайно влюблённый в нее, как выяснилось позже, подарил Маринке ноты "Песни под гитару". Там мы и обнаружили песню, впечатлившую "домашних" девчонок:
Что ты смотришь на меня синими брызгами?
Аль в морду хошь?
(Да, знаю, что строчки в оригинале звучат несколько иначе, но вот память никак не хочет "переучивать").
А уже летом подружка уехала, как всегда, к бабушке в деревню (куда-то под Горький) и привезла найденную на чердаке (как в добром детективе) потрепанную книжку без обложки. Это были стихи Есенина, изданные в 1924 году. Вот здесь уже были не только эти "Аль в рожу хошь", но и залихвастские:
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Конечно, навсегда нас покорили другие строки:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Как это, "не буду молодым", мы вряд ли понимали, но сердце защемило. (Господи, где же то далёкое лето 1988 года, когда еще все-все было впереди?!)
Через несколько лет был урок литературы в 11 классе, когда мой одноклассник, перебирая струны гитары, запел "Клен ты мой опавший", и к нему присоединился чистый и лёгкий голос девочки из параллельного класса. Исполнение оказалось настолько запоминающимся, что до сих пор, пожалуй, именно это стихотворение самое любимое.
А потом Есенин вошёл в мой дом вместе с будущим мужем, который сделал мне замечательный подарок - преподнёс книгу Мариенгофа "Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги", со страниц которой открывался настоящий поэт - несчастный, неприкаянный, мечтающий о славе и любви.
"Есенин замечательно знал для каждого секрет: чем расположить к себе, повернуть сердце, вынуть душу.
Отсюда его огромное обаяние.
Обычно — любят за любовь. Есенин никого не любил, и все любили Есенина".
Любовь эта перешагнула через века.
И вот одно из последних воспоминаний. 5 лет назад - на прошлый юбилей поэта - совершенно пленил спектакль Сергея Безрукова "Хулиган. Исповедь". Не считаю себя поклонницей актёра, в театр пошли потому, что сын разделяет нашу любовь к творчеству Есенина. Но это оказалась самой яркой встречей с поэтом. Самоотдача Безрукова, его проникновение в образ и прекрасные стихи Есенина на фоне хореографических зарисовок, чтение стихов "на разрыв"...
В жизнь каждого из нас входит свой Есенин, будоражит душу, щемит сердце...
Остается с нами, сопровождает в трудные и счастливые минуты...