Вопреки распространенному мнению, в музыкальных школах детей не учат ничему интересному (как и в художественных. Однако, в художественные школы детей отдают реже, чем в музыкальные.
- А знаешь, почему? - спросил меня однажды Крестный.
- Нет.
- Потому что рисунок раздражает один раз, когда на него смотришь. А пение или бренчание на каком-нибудь инструменте раздражает долго. Вот ребенка и отдают в музыкальную школу, чтобы было не так противно слушать его вой.
Так что радуйтесь, что вы не провели 8 лет жизни, тренькая на пианино и изучая сольфеджио, как я. А 10 фактов о музыке, которые позволят вам чувствовать себя экспертами, я сейчас расскажу.
1. Первую русскую оперу написал совсем не Глинка
Имя первого композитора, который поставил оперу на русском языке (и написал, конечно) - Маргарита Камилло Кавас. Я очень плохо помню линию жизни и связей, но в итоге он будет связан с семьей Бенуа.
2. Солдат гнали слушать оперу Глинки, если они провинились
Да, провинившиеся солдаты могли выбрать: гауптвахта или "Жизнь за Царя". И они выбирали гауптвахту:))
3. Бах - удивительный и уникальный композитор
В его музыке прячется много голосов и одна мелодия (тема),которая перетекает в разных формах и вариантах из голоса в голос.
4. Римский-Корсаков написал 15 опер
В том числе очень короткую, самую короткую, "Шахерезаду". Раньше ее в театрах ставили первым актом, а вторым -- такую же короткую "Иоланту" Чайковского. Но потом обнаглели и стали давать их отдельно.
5. Мусоргского запирали в комнате дописывать оперу
И говорили: "Не допишешь - не нальем". Да, Модест Петрович славился своей любовью к горячительным напиткам (ох, напилась бы я с Вами сейчас, Модест Петрович, но нельзя).
6. Кантата - это для солистов, хора и оркестра
Обычно это очень мощные произведения. Например, есть чудесная кантата "Александр Невский", Сергея Прокофьева.
7. Крещендо - громче, диминуэндо - тише
Вообще все технические музыкальные термины в музыке пишутся на итальянском. Потому что итальянцы и тут молодцы (да, немцы стали молодцами попозже), и в живописи молодцы, и вообще прекрасный народ. А сами крещендо и диминуэндо в нотах изображаются как такие длинные лежащие галки.
8. Снегурочка поет сопрано, Весна - меццо-сопрано, а пастушок Лель - контральто
На опере Николая Андреевича Римского Корсакова "Снегурочка" можно учить тембры женских голосов. Самое удивительное, что пастушок Лель поет женским голосом контральто (играет его, соответственно, тоже девочка). А по опере "Садко" учат тембры голосов мужских. Варяжский гость поет басом, Веденецкий гость (тот, что из Венеции) поет баритоном, а Индийский гость поет тенором.
9. Шопен в музыкальных школах запрещен
Так как играть его надо душой, и даже учителя музыки не могут слышать, как дети над Шопеном издеваются. Нервов не хватает.
10. В до мажоре нет знаков при ключе
Да. Есть главный до мажор с первой нотой "до". В нем нет знаков, все играется по белым клавишам. Именно вот это до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.
Параллельный мажору минор отстраивается вниз на терцию. В ля миноре тоже знаков нет. Но в гармоническом миноре седьмая ступень повышается на полтона, а в мелодическом -- шестая и седьмая.
И бонус-факт: Вагнер совершал паломничество к Бетховену
Он очень, очень любил Бетховена. Но когда Вагнер наконец накопил денег и дошел до него в Вене, Бетховен уже ничего не слышал. Об их встрече даже есть книга, она так и называется "Паломничество к Бетховену". Почитайте.
Люблю.