Я верю, что для каждого автора есть своё время. Для меня такой автор Эрих Мария Ремарк. Прекрасно помню, как зачитывался его романами в 17-19 лет. «Потерянное поколение», к литературным певцам которого приписывают Ремарка, привлекало своей обреченностью, безразличием, замкнутостью и пренебрежение ко всему миру. А еще отношение к женщинам, а может и сами женщины: такие же потерянные, раненые, но сохранившие свою болезненную роковую гордость и красоту. Разве этого не достаточно, чтобы привлечь к чтению молодого парня 18-ти лет, шатающегося по барам в поисках такой же красотки, а на деле просто тратившего последние деньги на горький ром и виски.
«Жизнь взаймы» я прочитал в 25. Его принято относить к позднему этапу творчества Ремарка, позднему и не самому удачному. Роман вторичен и откровенно слаб по сравнению с ранними книгами.
Автогонщик Клерфэ влюбляется в девушку по имени Лиллиан, которая прекрасна всем, кроме прогрессирующего туберкулеза. Чувства на грани, расставания, встречи, ревность, рестораны, мотовство, забытье в алкоголе и, конечно же, смерть. Узнаете рецепт? «Жизнь взаймы» — идеальное воплощение литературного ремарковского пирога. Но, несмотря на обилие ингредиентов, желание съесть его целиков и попросить еще кусочек совсем не возникает. За героями совсем неинтересно наблюдать, их любовь похожа фарс и соревнование на самую высокоморальную речь. Ремарк остаётся верен своему стилю, фразы которого цитатами несутся в народ, форумы, паблики и стены в социальных сетях.
Наверное, прочти я эту книгу в 18, она произвела бы иное впечатление, но…в 25 оказалось гораздо сложнее поверить ремарковскому надрыву.
С другой стороны, не хочется оканчивать рецензию на грустной ноте. Ведь Клерфэ все-таки научился искренне любить, Лиллиан научилась по-настоящему жить, а читатель...хм…читатель вполне способен вынести из книги нечто для себя и, в конечном итоге, не так уж плохо провести время
Оценка 4
Заключение: если это ваша первая книга Ремарка — читайте смело, плохого не будет. Всем, кто уже знаком с народной классикой: «Три товарища», «Триумфальная арка», «На Западном фронте без перемен», «Черный обелиск» — проходите мимом, ничего не потеряете.
Рецензия на (не) детектив Кейт Аткинсон «Преступления прошлого»
Рецензия на «хоррор» Джона Лэнгана «Рыбак»
Подписывайте на телеграмм-канал KOTLOVAN и читайте еще больше о литературе, кино, культуре и просто всяких мелочах.