В Голливуде бродит поверье о том, что хорошие режиссеры "раскрываются" ко второму фильму. А что насчет режиссеров гениальных?
Своим вторым фильмом, "Криминальное чтиво", Квентин Тарантино четко обозначил свое положение в Голливуде, явив миру кино, которого тот прежде не видывал.
И если первый его фильм - "Бешеные псы" - был довольно жестоко разгромлен критиками, то второе детище - "Криминальное чтиво" - наоборот, очень полюбилось народу, сделав суперзвездами Уму Турман и Сэмуэля Л. Джексона, вернув на звездный Олимп позабытого к тому моменту Джона Траволту, и принеся самому Тарантино одну из престижнейших киношных наград - Золотую пальмовую ветвь.
"Криминальное чтиво", вне всякого сомнения, оказал мощнейшее влияние на кинематограф в целом, и его отголоски еще долго будут различимы в различных кинолентах.
И если вам, как и мне, нравится творчество Квентина Тарантино, вам, должно быть, будет интересно узнать, как снимался этот фильм.
1. Сцену с Квентином Тарантино снял Роберт Родригес
Хорошо иметь друга, который, в случае чего, сможет выручить. Таким другом у Квентина Тарантино является Роберт Родригес, с которым они сдружились еще в 1992 году - когда представили свои дебютные фильмы на кинофестивале Сандэнс.
Они снимаются в фильмах друг у друга, а также порой один из них с готовностью берет на себя режиссерскую часть в тот момент, когда второй снимается в собственном фильме как актер. Так произошло с "Криминальным чтивом".
Всегда непросто выполнять двойную работу - такую, как, например, исполнять роль, и в то же время руководить как режиссер. Хотя в Голливуде, конечно, есть такие "многозадачники" - Клинт Иствуд, Бен Аффлек... но, когда вы столь дотошно относитесь к деталям, как Тарантино, выполнять с одинаковой эффективностью обе задачи одновременно может быть просто нереально.
По счастью, профессия Родригеса точно та же, что и у Тарантино, и это позволило ему взять на себя руководство съемочным процессом, в то время как Тарантино полностью сосредоточился на актерской игре.
2. Чтобы подготовиться к роли, Джон Траволта воспользовался советом бывшего героинового наркомана
У каждого актера - свои методы полного погружения в роль. И порой эти методы требуют неоднозначных решений.
Так, Джон Траволта, который никогда не употреблял, был немного озадачен тем, как ему сыграть его персонажа Винсента Вегу, когда тот находится под кайфом.
Действительно, как сыграть то, о чем не имеешь представление?
Чтобы привести Траволту, который не имеет никакого отношения к запрещенным веществам, в нужное состояние, Квентин Тарантино пригласил на съемочную площадку своего друга, бывшего героинового наркомана, чтобы тот попробовал объяснить актеру, что чувствуешь, находясь "под кайфом".
Знаете, какой совет дал приятель Тарантино?
"Выпей столько текилы, сколько сможешь, а потом окунись в бассейн с горячей водой".
3. Квентин Тарантино написал роль Винсента Веги для Майкла Мэдсена, но тот отказался
Частенько сценаристы пишут роли для конкретных актеров. А Тарантино, поскольку мыслит образами, отлично представляет, кого из актеров он хочет видеть в роли своих потрясных харизматичных персонажей.
Так, создавая на бумаге роль Винсента Веги (которого в итоге сыграл Джон Траволта), Квентин Тарантино хотел видеть на съемочной площадке Майкла Мэдсена, который крайне приглянулся ему еще в фильме "Бешеные псы".
Но Мэдсен сниматься у Тарантино в "Криминальном чтиве" отказался, предпочтя съемки в другой картине. По слухам, Тарантино этот отказ принял довольно болезненно, и с Майклом Мэдсеном они не сотрудничали вплоть до совместной работы в фильме "Убить Билла".
4. Слово "F*ck" звучит в фильме 265 раз
Что и говорить, Квентин Тарантино - не тот режиссер, что тщательно блюдет чистоту и культуру английского языка в своих картинах. Отличный сценарист, мастер диалогов, он явно не испытывает проблем со словарным запасом, создавая диалоги, однако и не стесняется порой приправить фразы героев меткими матерными выражениями.
Так, например, слово "F*ck"в "Криминальном чтиве" можно услышать 265 раз. Это число составляет больше половины всех ругательств, которые слышны в течение всего фильма, и абсолютное большинство из них вылетает изо рта Самюэля Л. Джексона.
К слову, по количеству ругательств после этого фильма Тарантино так до сих пор себя и не провзошел.
5. Как утверждает Джон Траволта, знаменитая сцена с танцем была импровизацией
Квентин Тарантино любит хорошие танцевальные сцены, в которых всё решают взаимодействие героев и музыка (которая заслуживает отдельного внимания), и порой режиссер наблюдает за своими актерами, танцующими в кадре. Так, во время съемок самой знаменитой сцены из "Чтива" Тарантино попросил Уму Турман и Джона Траволту подвигаться, и причем в процессе выполнять па посложнее, нежели просто танцевать твист. Актерам пришлось импровизировать, и, по словам самого Траволты, им не потребовалось много дублей, для того, чтобы снять эту сцену.
6. Гнев Сэмюэля Л. Джексона во время прослушивания обеспечил ему роль
Трудно представить в этом фильме в роли Джулса Винфилда кого-либо, кроме Сэмюэля Л. Джексона. Это тот фильм, который сделал из него суперзвезду, и за который он был номинирован на Оскар.
А роль актеру обеспечила... злость.
На последнее, решающее прослушивание Сэмюэль Л. Джексон пришел ослепленный яростью после того, как его приняли за актера Лоуренса Фишборна. Он был настолько зол, что ребята из компании Miramax были просто потрясены. Оказалось, он просто идеально подходил для этой роли, причем решающим фактором послужил именно его эмоциональный настрой в тот день.
7. Красный Шевроле Малибу в фильме принадлежал Квентину Тарантино (и этот авто благополучно украли)
Квентин Тарантино - поклонник крутых тачек. И это заметно по его картинам, в которых то и дело герои разъезжают на шикарных авто.
Не стал исключением и фильм "Криминальное чтиво", в котором можно увидеть красный ретро-автомобиль Шевроле Малибу.
Эта машина принадлежала режиссеру, Квентину Тарантино. Именно "принадлежала" - потому что вскоре после окончания съемок автомобиль был угнан, и прошло целых 20 лет - прежде чем он был обнаружен в Окленде, штат Калифорния.
8. Изначально "Криминальное чтиво" должны были снять три разных режиссера.
В голове у Тарантино витает куча идей. Так и этот фильм был задуман как повествование, рассказанное разными авторами. Позже эта идея нашла свое воплощение в картине "Четыре комнаты", а "Криминальное чтиво" получило свою фишку: нелинейное повествование, и этим приемом после выхода картины стали пользоваться многие киношники.
Как бы то ни было, кроме шикарного звездного состава в этом фильме особую роль заслуживают диалоги, сюжет, музыка.. в общем, все то, за что мы и любим кино.
И именно поэтому "Чтиво" вот уже много лет остается в списках самых популярных картин современного кинематографа.
Думаю, фильм в этих списках надолго.