Руководитель службы такси объявил войну «бомбилам» в Национальном аэропорту «Минск».
В чем сила, брат?
– Я знал, куда лез, – признается Константин Королев, руководитель службы такси, которая в июле заключила эксклюзивный договор с Национальным аэропортом. – О том, что здесь есть нелегальные таксисты, «бомбилы», у нас знают все. Сам не раз видел, как они чуть ли не выхватывали чемоданы из рук прилетевших, угрожали конкурентам. Никого и ничего не боятся! А 3 сентября даже было открытое столкновение моих таксистов и нелегалов на территории аэропорта. «Бомбилы» угрожали. Со мной лично они встречались в формате «один на толпу», махали руками, матерились.Из-за такого «беспредела» ни одна из служб такси не хочет постоянно работать здесь. Но я в пассажирских перевозках уже давно, и все знают: пру напролом. Мне не страшно. Закон на моей стороне!
Константину пока удается сохранять оптимизм, хотя с каждым днем делать это все сложнее. Его компания уже несколько месяцев – официальный партнер аэропорта, а работает в убыток. По самым скромным подсчетам, каждый месяц на содержание этого бизнеса уходит не меньше 10 тысяч долларов. Хотя теоретически такси в аэропорту – очень прибыльное дело. Не зря Константин называет это место «таксистской Меккой». Уверяет: в других странах «занять аэропорт» стремятся все крупные перевозчики. А в нашей два открытых аукциона на аренду терминала такси закончились провалом. Желающих участвовать в них не нашлось. Точнее, изначально они были, но…
– Приходили в Минский городской центр недвижимости, который организовывал аукцион, интересовались лотом. Потом приезжали в аэропорт, видели, как здесь внаглую работают таксисты нелегалы, и отказывались участвовать. Даже писали жалобы службе аэропорта: мы бы хотели стать владельцами терминала, но сначала уберите «бомбил»! – рассказывает начальник аэровокзального комплекса РУП «Национальный аэропорт Минск» Юрий Коваленко.
Первый блин – комом
И все же одна фирма, даже зная о проблеме с нелегалами, рискнула «занять место под солнцем». Пять лет назад служба такси «157» прошла строгий отбор и стала первым официальным партнером аэропорта. Получила место на привокзальной площади на 40 машин – в них водители должны были ждать пассажиров. Но редко дожидались. А все потому, что их еще в здании аэропорта перехватывали «бомбилы».
Поняв, что большая часть пассажиров уходит к нелегалам, официальный перевозчик сделал «ход конем»: позвал их на работу, но – с условиями. Таксисты должны ждать клиентов в машине, а не вылавливать в аэропорту, брать оплату по тарифу, а не называть цену «от фонаря»… Нелегалы в «157» пошли, но продолжали действовать по старинке.
– Так у нас с фирмой появились разногласия. Потом к ним прибавились финансовые вопросы. В итоге наши дороги разошлись. А Национальный аэропорт решил создать свою службу такси, – вспоминает Юрий Коваленко и сразу же делает акцент: тот проект был исключительно имиджевый. Хотелось организовать по-настоящему европейский сервис по доступной цене: за 30 рублей доставлять в любую точку столицы.
Помогли конкурентам? Показалось!
Юрий Иванович уверен: пока именно борьба руководства аэропорта с «бомбилами» дала хоть какие-то плоды. За нелегалов взялись крепко. У юристов до сих пор хранятся стопки переписок с многочисленными ведомствами, которые могли бы помочь. Увы, глобальных перемен не получилось, но некоторых успехов все же удалось добиться – «бомбилы» стали спокойнее. В какой-то момент даже показалось, что они начали помогать такси аэропорта.
– Пассажиров не то чтобы к себе не тянули, а советовали им ехать трансфером аэропорта. Даже показывали, где наши машины стоят. Правда, на деле то была хитрость. У нелегалов все рейсы делятся на «хлебные» и «нехлебные». На пассажирах первых можно очень хорошо заработать, со вторых сильно не разживешься. Поэтому нелегалы узнавали, когда будет выгодный рейс, и накануне его избавлялись от всех возможных конкурентов, – объясняет Юрий Коваленко.
Получается, такси службы аэропорта работало вполне цивилизованно, но убыточно. Потому-то и было принято решение отдать бизнес частнику: создать специальный терминал и на открытом аукционе разыграть этот лот среди перевозчиков. Достался он Константину. Собственно, больше на него из-за «бомбил» никто и не претендовал.
«Лохи», «ливеры» и «дальняки»
По пути к зданию аэропорта мы с Константином проезжаем мимо того самого аукционного терминала. Грустное зрелище, однако: на стоянке, где могут припарковаться 138 такси, их меньше десятка. А ведь Константин планировал, что клиентов аэровокзала будет обслуживать не меньше сотни водителей.
– Два месяца назад здесь работало 55 моих машин такси. Еще два десятка готовились к оформлению. Плюс несколько перевозчиков со своим автопарком в 30 машин хотели присоединиться… Сейчас осталось 40 авто. И желающие работать в очередь не выстраиваются. Все знают, что официальному перевозчику здесь остается 20% пассажиров, остальных разбирают нелегалы. Иногда прямо из-под носа. Не раз было: наш водитель уже грузит чемоданы клиента, а к нему подбегает «бомбила» и предлагает довезти до нужного места дешевле. Пассажир едет с нелегалом. Итог? Легальные таксисты уходят. Говорят, не могут работать в таком бардаке, – объясняет Константин.
К слову, «бардаком» действия «бомбил» кажутся только со стороны. На деле же они – четкая схема.
В здании аэропорта круглосуточно крутятся «зазывалы». Найти пассажира – их первая задача.
– Клиенты у них делятся на три категории. «Лохи» – туристы, которые понятия не имеют, сколько у нас стоит такси. Это, как правило, иностранцы. «Ливер» – клиенты более простые. На таких много не заработаешь. И «дальняк» – пассажиры, которые хотят на такси доехать до границы. Спрос на это в последнее время был большой, особенно у россиян. Поезда-то из Беларуси из-за пандемии не ходили, самолеты не летали… А на такси до границы с Россией можно доехать в любое время суток. Были бы деньги! Нелегалы до границы доставляли за 300-400 евро. Официальный перевозчик – за 270 рублей, – рассказывает Константин.
Вторая задача «зазывал» – по рации сообщить о том, что клиент найден, «диспетчеру». Тот определяет, кому из «бомбил» отдать заказ, и объясняет «зазывале», где заберут пассажира. В 90% случаев это место – не выход из здания аэровокзала, хотя легально работающее такси именно там клиентов и ждет. Но почти всем пассажирам «бомбил» приходится идти на ближайшую остановку общественного транспорта, а то и к лесу. Потому что бесплатные парковки, где дежурят нелегалы, есть только за пределами территории аэропорта. И клиенты соглашаются!
На наших с Константином глазах пяток крепких на вид «зазывал» сначала быстро уговорили десяток евреев-хасидов довезти в нужное место, а потом всех скопом повели на остановку общественного транспорта. Колоритные клиенты, пыхтя, катили свои чемоданы. Довольные белорусские «хлопцы» шли с ними рядом и говорили о чем-то своем.
Фантастическая прибыль
– Мы подсчитали примерный оборот «бомбил» – больше миллиона долларов в месяц! – ошарашивает цифрой Константин.
– Только на перевозках? – уточняю.
– Нет, конечно. У «бомбил» есть побочный «бизнес». В нем на каждом клиенте зарабатывают по 15 тысяч российских рублей (больше Br500. – Прим. авт.). Схема простая. Есть люди, которым надо попасть в Россию. Но документов у них для пересечения границы нет. В таком случае «бомбилы» уже в аэропорту предлагают решить проблему. За 15 минут оформляют своему пассажиру в одном из российских медцентров приглашение на лечение. Документ приходит на электронную почту. И этого достаточно для пересечения границы. Откуда я об этой схеме знаю? Мне по ней предлагали работать некоторые российские медцентры. Я отказался, – объясняет Константин.
Он, кстати, почти всех аэропортовских «бомбил» знает в лицо и по именам. Хоть их здесь, по его прикидке, посменно работает не меньше 80 человек. Мы идем по залу аэровокзала, и Константин показывает то на одного мужчину с бейджиком «Taxi», то на другого и уверяет: все они – нелегалы. Сейчас лениво прохаживаются по коридору или сидят на стульях для пассажиров только потому, что рейс не прибыл. Как только это случится и потенциальные клиенты пройдут таможенный контроль, «зазывалы» полукругом выстроятся у пункта пропуска, наглухо закрыв от глаз туристов павильон официального партнера аэропорта и его рекламу. Начнут наперебой предлагать свои услуги. А особо наглые еще и представятся сотрудниками такси Константина.
– Мне об этом не раз рассказывали. И в мессенджерах клиенты предъявляли претензии к якобы моим сотрудникам, которые у меня никогда не работали. Самая частая жалоба – обманули с ценой за поездку: называли одну, а по факту получилось в два-три раза дороже. Ведь как здешние «бомбилы» работают? Говорят: довезу до Минска за 35-40 рублей. Уже по дороге выясняется, что «до Минска» – это до указателя «Минск», который стоит на въезде в город. А дальше – еще 35-40 рублей. Бывали случаи, когда высаживали клиентов у метро «Уручье». Мол, мы же тебя в Минск привезли? Дальше сам, – рассказывает Константин.
По три нарушения на машину
Если у клиентов к «бомбилам», как правило, только одна претензия – денежная, то у руководителя официального перевозчика – не менее десятка. Основная, конечно же, – работа под «черным флагом», без заключения договора с официальным партнером аэропорта или им самим. Но есть и другие: многие «бомбилы» не проходят техосмотр, не тратятся на страховку, не заканчивают специальных курсов для таксистов, не обозначают машины положенными желтыми полосами и плафонами, в салоне у них не увидите визитной карточки водителя, информации о тарифах…
То, что претензии Константина к конкурентам-нелегалам во многом справедливы, подтверждает результат проверок такси, которые в январе-июле на территории аэропорта провел филиал Транспортной инспекции по Минску и Минской области. Официально озвученный итог: из 49 авто 21 работало без техосмотра, у 27 водителей не было необходимых документов, у шестерых – свидетельства о прохождении обязательного обучения на курсах для таксистов, у трех – оформленной страховки гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Всего выявлено 142 нарушения. В среднем по три на каждую машину! На провинившихся таксистов составили 49 административных дел, выписали штрафов на 1863 рубля. Исчезли ли после этого «бомбилы» с территории аэропорта? Нет.
Мелочей не бывает
– Я писал во многие инстанции: от КГБ, ГАИ и МВД до транспортной инспекции и налоговой. От этих заявлений большого эффекта пока нет. Но я не собираюсь сдаваться, потому что верю в свою правоту, – говорит Константин.
Он продолжает просить у профильных ведомств найти на «бомбил» управу. Как минимум – начать проверку их деятельности. Но здесь, как выясняется, не все так просто.
Например, Департамент финансовых расследований КГК РБ на просьбу Королева проверить «бомбил», работающих без лицензии, объясняет: услуги такси относят к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении, а для таких получение лицензии не требуется. Что касается незаконной предпринимательской деятельности «нелегалов», на которую указывает Константин, то она с 2019 года уголовно не наказуема. Дела «бомбил» тянут разве что на административное нарушение.
В то же время сам Королев уверен: у нелегального таксобизнеса в аэропорту есть организатор, а, значит, 80 местных «бомбил» – это целая преступная группа.
– Мне вообще сложно представить, что 80 человек просто сами собрались и придумали четкую схему «бизнеса», распределили роли – у них же даже бухгалтер есть! – говорит Константин.
Правоохранительные органы с ним не согласны. Из 5-го отделения ГУБОПиК МВД РБ Королеву пришел письменный ответ: «факты, указанные в Вашем заявлении, не относятся к компетенции подразделений, осуществляющих борьбу с коррупцией и организованной преступностью».
А вот Транспортная инспекция после заявлений неугомонного Королева в августе провела аж пять проверок технического характера. Осмотрели 27 авто, на все – 84 нарушения. Кстати, среди них – «эксплуатация транспортного средства, имеющего неисправности, при которых его участие в дорожном движении запрещено»! Все нарушители получили штрафы.
Теперь именно такой тактики – наказания рублем – придерживается Константин. Он говорит, что в войне мелочей не бывает. Если «бомбилам» каждый день начнут выставять штрафы – за курение в неположенных местах, приставание к иностранцам, отсутствие техосморта и прочее – это сделает аэропорт неудобным местом работы. Некоторые призадумаются: не найти ли другое? По крайней мере, на это надеется Константин. И продолжает писать заявления в госорганы с просьбой навести порядок в «таксистской Мекке».
Константину Королеву пока удается сохранять оптимизм, хотя с каждым днем делать это все сложнее. Его компания уже несколько месяцев – официальный партнер аэропорта, а работает в убыток. По самым скромным подсчетам, каждый месяц теряет около 10 тыс. долларов. Хотя теоретически работа в аэропорту – очень прибыльное дело. Не зря Константин называет это место «таксистской Меккой».
Елена ИВАШКО