Добрый день, дорогие читатели! Рада видеть вас на своем канале. Сегодня хочу обсудить с вами тему, которая вызывает целую бурю в социальных сетях вот уже который день подряд.
Буря вызвана новым памятником Сергею Есенину в честь 125-летия со дня рождения поэта, который появился во дворе московского музея его творчества в Большом Строченовском переулке. Раньше тут находился дом купца Крылова, где жил Есенин.
Собственно, вот памятник:
Автор памятника - скульптор Григорий Потоцкий. Он создал "своего" Есенина, вдохновившись биографией художника. В многочисленных интервью Потоцкий утверждал, что хотел изобразить НАСТОЯЩЕГО поэта - без попыток романтизировать его трагическую судьбу, выразить всю боль, которую довелось испытать Есенину за свою недолгую жизнь.
Так что перед нами - поэт со сломанными крыльями, практически распятый, распластанный. Потоцкий объяснял, что хотел создать практически распятие, чтобы показать, насколько велика была печаль и жертвенность Есенина.
Но в социальных сетях задумку, несмотря на все объяснения и аннотации, не оценили.
Шутят, что Потоцкий сам и убил Есенина, что у поэта что-то явно не то с лицом, с позой. С цветом, в конце концов. Жители Замоскворечья, куда волей судьбы и истории занесло памятник, выступили с протестом: "ужас и позор, оскорбляющий память великого поэта" убрать, а на будущее - согласовывать все скульптуры, которыми захочется украсить их район.
Что-то мне подсказывает, что память Есенина оскорбляет не скульптура, а такие вот комментаторы. Впрочем, их можно понять, потому что привычный всем памятник Сергею Есенину выглядит вот так:
Стоит этот монумент на Тверском бульваре, недалеко от дома, где некогда находилось популярное кафе "Стойло Пегаса" и литературный клуб, завсегдатаем которого был Есенин. Памятник, созданный Александром Бичуковым, появился в 1995 году, и уже, разумеется, стал неотъемлемой частью Москвы. За спиной "привычного" Есенина - мифический пегас, напоминающий историю появления этого памятника.
Как в реальности выглядел поэт, думаю, напоминать необязательно, каждому из нас его портрет еще со школьных лет знаком: серьезно и немного устало смотрел со стены над грифельной доской, как ученики терзают его стихи и заучивают наизусть пронзительные, тяжелые строки.
И все же вот это чудесное фото не могу не выложить:
Белокурый мальчишка с детства грезил стихами. Закончил земскую школу с отличием, потом отучился в учительской школе, куда его отдали родители, мечтавшие о педагогической карьере сына. В Москве Есенин должен был учиться в педагогическом институте, но он - вопреки родительской воле - решил не поступать и "Обрел свободу". Устроился в "Культуру", пытался публиковаться, но всё не получалось.
Впервые стихи Есенина были опубликованы в 1914 году, и дальше началась светлая полоса: известность, покровительство императорского двора (и даже самого Распутина), его стихи печатают и читают по всей стране.
Успех преследует поэта и после революции, но в какой-то момент настроение меняется: критические статьи и поэмы в адрес властей приводят к жесточайшему давлению, депрессии и алкоголизму. Психоневрологическая лечебница, куда Есенина помещает его супруга - внучка Толстого, Софья Андреевна - не спасает ситуацию. Есенин бежит в Ленинград, и вскоре его находят повешенным в гостинице "Англетер".
Есенин - один из самых народных, самых любимых поэтов. Его стихи и его жизнь, его судьба всегда находят огромный отклик в сердцах читателей. Возможно, именно поэтому непривычный образ практически святого для россиян персонажа вызвал такое негодование.
Но и творцу нового образа поэта тоже хочется посочувствовать, если честно.
Григорий Потоцкий - известный альтруист среди людей искусства. Он создает недорогие, но очень интересные скульптуры (сам признавался в одном из интервью: на одну работу не тратит больше двухсот долларов). А после - дарит их по велению сердца. Так появился его "Николай Чудотворец" в Турции, где скульптуру признали произведением искусства. На Филлипинах стоит его "Пушкин".
Потоцкий говорит, что на искусстве зарабатывать нельзя: это должно идти от души, а не от желания получить как можно больше денег. Так что и Есенин его со сломанными крыльями тоже появился "просто так", потому что захотелось создать и подарить любимому городу.
Правда, сколько простоит эта скульптура у музея Есенина, пока непонятно: договор с музеем заканчивается 1 ноября, и продлевать его, судя по настроениям горожан, скорее всего, не планируют.
Что думаете? Имеет ли право на существование такое видение любимого поэта? Стоит ли оставить этот памятник у музея Есенина?
Пишите в комментариях и не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски "Очень странного искусства" ;)