Найти в Дзене
semf1k

Ремонт и проверка ЛАТРа из СССР.

Оглавление

Купил "в слепую" ЛАТР или лабораторный автотрансформатор, а он оказался неисправен. Нужен данный девайс для регулировки переменного напряжения. Например для тестов устройств с широким диапазоном питающих напряжений или с нестандартным. И вот с какими повреждениями он мне достался:

Место прогара не самое удачное. Если смотреть по схеме то вот оно:

-2

Сначала думал просто убрать отгоревшие витки, заизолировать другие повреждения и соединить оставшееся, но нашел у себя эмалированный провод.

При подключении появляется хитрость, отгоревших проводов приходит один-двойной (1,1;1,2), а из катушки выходит три (2,3,4):

-3

Разобраться куда подключать поможет схема, теперь на ней есть повреждение:

-4

Вывод №4 спрятан в ПВХ трубку и подключать его никуда не нужно, это конец обмотки тр-ра, которая повышает напряжение.

Найденный эмалированный провод оказался чуть толще штатного:

Наматываю недостающие витки и теперь поврежденное место выглядит вот так:

-6

Немного зачищаю самой мелкой шкуркой дорожку, где будет ездить колесико:

-7

В подобных, современных устройствах за место колесика чаще используется щетка, а данный ЛАТР еще советский, сделан в 1989 году. Не понятно, что лучше колесико или щетка.

-8

Далее все нужно соединить. К повышающей части новые витки уже припаяны (Вывод №2 под красной термоусадкой на фото выше) и подсоединяю их к оставшейся (Вывод №3):

Завожу выводы за обмотки (как было) и припаиваю к отгоревшей сетевой клемме. Её штатный (двойной 1.1;1.2) провод решил заменить на мягких многожильный.

Скотч держал новые витки, потом его убрал. Соединения восстановлены, можно их "прозвонить". Если б догадался сделать это в момент покупки, то все было б проще.

Переходим к проверке и сборке.

Проверяю целостность сетевой обмотки:

-11

Она в порядке. Далее сопротивление обмотки, куда будет подключаться нагрузка. В случайном порядке подключаю рамку колесика к дорожке, где он ездит:

Собираю ЛАТР в обратном порядке и проверяю замыкание обмоток относительно корпуса. Ни один из выводов не должен "звониться" на него. Вращаю ручку, в некоторых положениях замыкание может возникнуть. Если появилось, возможно устройство собрано не совсем правильно или где-то пережат, поврежден провод или обмотка.

У меня так и получилось. Рамку колесика можно установить не правильно и в некоторых положениях она коротит на корпус. Именно в этом ЛАТРе рамка должна быть закреплена вот так:

-13

При вращении ручки провод, по которому идет питание к колесику, может начать ей мешать. Чтобы этого не происходило он обернут вокруг оси вращения, как например тут:

Кадр из видео https://youtu.be/vHI9oY-bnMM.
Кадр из видео https://youtu.be/vHI9oY-bnMM.

При этом провод не должен быть сильно натянут или попасть под стопорную шайбу, во избежания повреждения.

Переходим к главному тесту.

При проверке во время питания от сети, первое включение рекомендуют проводить через лампу накаливания, если лампа зажжется, то где-то осталась проблема, если нет то скорее всего, все в порядке. Почему бы не воспользоваться таким советом. Проверяю опять же вращая ручку:

Лампочка не зажглась. Далее проверяю работу ЛАТРа под нагрузкой. Не проседает ли к примеру максимальное напряжение. В этом нам опять поможет лампочка.

Устройство работает, сильно не гудит и не греется. Конечно в месте с новыми витками колесико начало заскакивать на препятствие, напряжение при этом не скачает.

Модель ЛАТРа: АОКС-2-220-82-14. Регулирует напряжение даже немного шире, чем заявлено: 5-240 В. против 1,2-244 В. Вот что значит сделано в СССР. На этом ремонт закончен.

Спасибо за внимание.

Если статья была полезна - поддержите лайком. Если понравилась, то поделитесь в соц. сетях (или просто ссылкой на другом ресурсе, это поможет). Интересны подобные темы? - подписывайтесь на блог.