Ровно 27 лет назад танки расстреляли Белый дом в Москве. Вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин заявил о необходимости капитального ремонта здания, построенного на Краснопресненской набережной в прошлом столетии: «Здание старое, построенное в 70-80-е годы прошлого века. К тому же вспомним, что в 1993 году по нему стреляли снарядами. Такие удары бесследно не проходят». Давайте вспомним сегодня о событиях, за которыми почти 30 лет назад пристально наблюдал весь мир и которые во многом определили будущее России.
Осенью 1993 года произошло открытое противостояние двух мощных политических сил, претендующих на управление государством. При этом пострадали мирные люди, оказавшиеся по воле судьбы в те дни по разные стороны баррикад. Многие из них решение чью сторону занять принимали спонтанно, по зову сердца. «Все мы стали тогда жертвами кризиса власти», вспоминают участники драматических событий.
Все началось 21 сентября 1993 года, когда президент России Борис Ельцин издал указ № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, что противоречило действовавшей на тот момент Конституции страны. В ответ Президиум Верховного Совета и Съезд народных депутатов назвали это государственным переворотом и потребовали отречения его от должности президента в соответствии со статьей 121.6 Конституции.
Утром 4 октября приказ президента РФ о боевом штурме Белого дома получила спецгруппа «Альфа», созданная для борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Однако офицерский состав группы отказался подчиниться такому приказу. Ни одного выстрела по Дому Верховного Совета страны подразделением Главного управления охраны РФ совершенно не было. В ход пошли танки. Впрочем, обо всем по порядку.
Хронология кровопролитного противостояния
3 октября
Утром 3 октября вице-президент РФ Александр Руцкой заявил на пресс-конференции, что «игры в компромисс и привели к сложившейся ситуации, которая к тому же повлекла человеческие жертвы». Последовало кровопролитное противостояние двух сил. На Садовом кольце и у Киевского вокзала начались митинги в поддержку Верховного Совета. Когда милиция для разгона манифестантов начала применять спецсредства, в ответ полетели камни и бутылки.
В 10 часов утра в Доме Советов с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II открылась церковь, где приняли обряд крещения защитники Белого Дома. В полдень сотрудники милиции попытались дубинками разогнать граждан, собравшихся у памятника Ленину на Октябрьской площади. В это же время примерно две тысячи добровольцев, принимавшие участие в защите Дома Советов в августе 1991 года пришли в Московский городской штаб народных дружин.
На 14 часов был назначен митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади, которую к этому часу спешно оцепила милиция и перекрыла ближайшие улицы. Протестующие граждане двинулись к Белому Дому, прорвав оцепление милиции и примкнувших к ней военнослужащих внутренних войск. Количество манифестантов и напряжение росло, вспыхивали стычки, с обеих сторон появились пострадавшие. Немногим позже Борис Ельцин из загородной резиденции прилетел на вертолете в Кремль.
Выступая перед манифестантами, Александр Руцкой призвал их штурмовать мэрию и Телецентр в Останкино: «Прошу внимания! Молодежь, боеспособные мужчины! Вот здесь в левой части строиться! Формировать отряды, и надо сегодня штурмом взять мэрию и «Останкино»!». Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов также взял слово: «Я призываю наших доблестных воинов привести сюда войска, танки для того, чтобы штурмом взять Кремль c узурпатором бывшим, преступником Ельциным… Ельцин сегодня же должен быть заключен в «Матросскую Тишину», вся его продажная клика должна быть заключена в подземелье!». Народ поддержал их призывы восторженным «Ура!».
Когда демонстранты прорвались к мэрии Москвы напротив Дома Советов, смяв охрану, по ним открыли из здания беспорядочный огонь из пистолетов, автоматов и карабинов, полетели гранаты со слезоточивым газом. Количество жертв увеличилось. Мэрия была захвачена, а митингующие направились к зданию Верховного Совета, попытавшись на ходу захватить БТРы внутренних войск, стоявшие возле мэрии.
Автоколонна митингующих направилась к телецентру «Останкино», чтобы потребовать предоставления прямого эфира для руководства Верховного Совета. По воспоминаниям участников тех событий, изначально не планировалось насильственного захвата телецентра. «Конечно, это была ошибка. Я не хотел крови. Но нервы-то в комке», – рассказывал позже Александр Руцкой. Одновременно с демонстрантами прибыли для защиты «Останкино» БТРы дивизии Дзержинского. 2,5 часа возле телецентра митингующие требовали предоставить прямой эфир.
В 16 часов, когда должны были состояться переговоры представителей Верховного Совета и администрации президента, министр обороны Павел Грачев рассказал по телефону командиру мотострелковой Таманской дивизии генерал-майору Валерию Евневичу о беспорядках в Москве и приказал часть дивизии направить на охрану Министерства обороны. В это время Ельцин подписал указ о введении чрезвычайного положения в Москве. В 18:00 часов он подписал еще один указ – об освобождении Александра Руцкого от должности вице-президента страны. Одновременно сторонники Бориса Ельцина построили в центре Москвы 25 баррикад: вокруг Моссовета, Центрального телеграфа, по улице Тверской.
Когда грузовики протестантов протаранили стеклянные двери телецентра после безуспешных попыток добиться предоставления прямого эфира, генерал-полковник Альберт Макашов потребовал от военных, находившихся в здании «Останкино», сложить оружие в течение трех минут. Срок ультиматума истек и сторонники генерала начали штурм. В 19 часов спецназ и БТРы открыли огонь из автоматического оружия по толпе у телецентра. После сторонников Верховного Совета разогнали сотрудники ОМОНа. Через час прекратилась атака на «Останкино».
В 22 часа в Москву вошли Таманская, Тульская и Кантемировская дивизии. По причине несогласованности произошли боевые столкновения между воинскими частями, вошедшими в столицу России, чтобы поддержать законного президента. Погибшие и раненые оказались не только среди солдат, но также среди случайных прохожих.
4 октября
Начальник Службы безопасности президента России Александр Коржаков сообщил своему заместителю по боевой подготовке, капитану первого ранга Геннадию Захарову о решении Ельцина «очистить» здание Верховного Совета. Захаров предложил использовать спецподразделения «Альфа» и «Вымпел», а перед штурмом произвести для устрашения несколько выстрелов из десятка танков по верхней половине здания. Коржаков план одобрил. Всего на штурм Дома Советов было брошено более 1,5 тысяч военных (в том числе члены «Союза ветеранов Афганистана»), 20 БТР, БМП и 10 танков.
По приказу Павла Грачева в Москву прибыли танки Таманской дивизии. В 7 часов утра они блокировали здание Верховного Совета со стороны Краснопресненской набережной. Спустя час прицельный огонь по окнам Белого дома открыли БМП и БТР. В здании спешно сооружаются баррикады. Несколько защитников Дома Советов открыли ответный беспорядочный огонь из автоматического оружия. Нет точных данных об убитых и раненных его защитниках.
В 9 часов утра Борис Ельцин выступил с короткой речью в телеэфире: «Происходящие события в Москве – это запланированный переворот. Вооруженный мятеж обречен. В Москву входят войска, я прошу москвичей морально поддержать их. Генеральная прокуратура получила указание возбудить уголовные дела против преступников. Вооруженный мятеж будет подавлен в кратчайшие сроки».
В это время к зданию подтянулись десантники, а также спецподразделения «»Альфа» и «Вымпел», но они не приняли активного участия в боевых действиях. В половине десятого танки начали обстрел Белого Дома с Калининского (Новоарбатского) моста. По данным Минобороны, по зданию было выпущено 2 бронебойно-подкалиберных снаряда и 10 осколочно-фугасных.
«Бросайте оружие, сдавайтесь. В противном случае вы будете уничтожены», – слышится из громкоговорителей. Над зданием появляются военные вертолеты и обстреливают его крышу. Из Дома Советов начинают выходить защитники парламента с поднятыми руками. «Не стрелять. Не сопротивляться», – такой приказ отдает Руцкой в 10:38. Позже арестованных Руцкого и Хасбулатова под охраной доставляют в следственный изолятор в Лефортово.
Расследование осталось незавершенным
После капитуляции защитников Белого Дома Конституционный Суд заявил о сложении с себя функции проверки конституционности нормативных актов и международных договоров Российской Федерации. Борис Ельцин объявил 7 октября День траура. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием в России принята новая Конституция, расширяющая полномочия президента страны. Должность вице-президента РФ была упразднена. Деятельность Совета народных депутатов была прекращена. Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации подверглись роспуску.
В феврале 1994 года Госдума объявила амнистию для лиц, участвовавших в тех событиях. Следственная группа, которая пыталась разобраться в возникшей ситуации и восстановить полную хронологию противостояния, персональную ответственность и степень вины участников, была распущена.
Осталось напомнить, что Дом Советов РСФСР был построен в 1965-1979 годах по проекту коллектива архитекторов под руководством Дмитрия Чечулина. Реконструкцию Белого дома запланировали еще в 2017 году, спустя два года были выделены на это деньги, но пандемия сдвинула начало работ на осень 2020 года. Всего на ремонт здания планируется потратить в период с 2021 по 2023 годы из федерального бюджета порядка 5,27 миллиарда рублей.
Кстати, с Александром Руцким автору этих строкдовелось пообщаться 20 лет назад. Говорили о воспитании молодежи, необходимости возвращения в школы уроков НВП, преемственности поколений. На удивление умный и эрудированный собеседник оказался. Вот только вспоминать и обсуждать то октябрьское противостояние отказался наотрез. Да оно и понятно.
Споры о том, кто же стал главным виновником событий в Москве осенью 1993 года, не утихают до сих пор. Многие политологи сегодня задаются вопросом, какой была бы сейчас Россия, если бы 27 лет назад победу одержали Хасбулатов и Руцкой. Но, как известно, у Истории нет сослагательных наклонений.
Виктор Романов