Жизнь в пубертатном коллективе или "закон курятника".
Думаю, что каждый любящий родитель не поверит, что его любимое чадо кто-то может целенаправленно обижать и, тем более, жестокого издеваться. Со стороны педагогов тоже не всегда исходит адекватная реакция на происходящее в классе.
Ученые МГППУ, проанализировав ряд российских и зарубежных исследований по буллингу выявили основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в ходе работы.
"Учителя довольно часто считают буллинг типичным поведением в группе, которое не причиняет вреда детям. Они путают его с конфликтами. Не считают буллингом психологическую травлю, социальное исключение, отвержение, игнорирование. Уверенно выявляя только физический буллинг, педагоги часто не знают, как снизить уровень агрессии, и опираются на собственный бытовой опыт, а не на профессиональные знания", — прокомментировала результаты исследования заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ Римма Чиркина.
Именно поэтому, как правило, ребёнок остаётся с этой проблемой один на один, пытаясь её решить методом проб и ошибок.
Причин для "травли", насмешек и издевательств может быть море, а иногда сверстники даже не считают нужным их придумывать - это просто способ времяпрепровождения, некий формат развлечения. Смешная фамилия, "не та" одежда, прическа, походка, телосложение и рост, поведение или просто мелкий случай, который дал повод для дальнейшего развития ситуации в коллективе.
К сожалению, в подростковом коллективе этого не избежать, в попытке идентифицировать себя как личность и найти свое место в коллективе, дети часто прибегают к самоутверждению через унижение других или другие нелепые методы самореализации. Поэтому, в некоторых коллективах коммуникация происходит по закону курятника - "Бей ближнего, сри на нижнего".
Бить тревогу? Бежать в школу и поднят всех на уши?
Это, пожалуй, худшее, что можно сделать. У вашего ребёнка и так не самая хорошая репутация среди сверстников, а активное включение в ситуацию родителя может и вовсе усугубить ситуацию и добавить ещё пару поводов обидчикам.
Молчание ягнят или партизаны в плену.
Сами же дети, как правило, стараются не рассказывать о подобных вещах родителям, особенно, если у вашего ребёнка уже выработан яркий "синдром отличника". Есть триггеры, подсказки и мелочи, по которым можно определить подавленность или негативное отношение ребёнка к обыденным школьным вещам. Ярким признаком может быть явное нежелание ходить в школу (не в какой-то определённый день, вообще). Школа - это дружба, общение и смех, едва ли, если все хорошо, школа будет вызывать жёсткое отторжение.
Если так произошло, что именно ваш ребёнок подвергся издевательствам со стороны сверстников, что же нужно делать?
Конечно, все индивидуально и только вы хорошо знаете вашего ребёнка. Но, как всегда, самый лучший способ до кого-то достучаться - встать на его место. Аналогичные ситуации случались практически у каждого из нас, не только в школе или во дворе, но и на работе, возможно, даже в семье.
Расскажите свою историю ребёнку, так вы станете ближе и сможете лучше понять друг друга, а, возможно, вы даже узнаете другие подробности, которые помогут сложить полную картину и дать верный совет (что-то кроме "дай ей/ему в глаз, если ещё раз...", но в некоторых случаях и это работает, когда слова без сильны). Возможно ребёнок интерпритируя вашу ситуацию на свою сам сможет оценить и сделать верные выводы, используя этот опыт.
Многие ситуации сами по себе не страшны, проблема может быть даже не в поведении окружающих, а в отношении к этому поведению вашего ребёнка. Дети часто хотят получать много внимания и популярности у сверстников и, не редко, перегибают палку.
Хороший разговор по душам - лучшее решение!
Для того, чтобы решить чью-то проблему, не обязательно быть педагогом или психологом, достаточно просто уметь слушать и слышать, а 50% проблем вообще решаются сами собой.
Другие конкретные примеры ответных действий и их последствий мы разберём в следующих статьях по этой теме на канале. Подписывайтесь и комментируйте, хотелось бы узнать ваше мнение и ситуации с которыми вы сталкивались.
Общайтесь и старайтесь быть ближе к детям, успехов, любви и добра!
"... Будьте как дети, иначе не войдёте в царствие небесное" Ев. от Матфея 18:3