Несмотря на свои скромные размера и площадь в 10 кв. км, Пираллахи это второй по размеру и, наверное, самый интересный остров Азербайджана. Такого в России нигде не увидишь. Отделенный от восточной оконечности полуострова Апшерон одноименным проливом и омываемый водами Каспийского моря, во времена СССР остров носил гордое имя большевика Артема и являлся центром нефтедобычи.
В современном Азербайджане Пираллахи позиционируют как место паломничества, зону отдыха или даже как туристическую достопримечательность. Море и сухой средиземноморский климат этому благоприятствует. Однако, экологические и социальные проблемы, которые здесь предпочитают не замечать, а старательно прятать за высокими и красивыми заборами, со времен СССР никуда не делись, а скорее всего даже усугубились.
Этот репортаж против обыкновения не будет подробным рассказом об острове, за один раз все не расскажешь, детали оставим на потом. Это будет отраженное в четырех десятках фотографий первое впечатление, по своему передающих особый островной дух в формате блиц-знакомства.
Я ничего не знал про Пираллахи. Знал только что там обязательно надо побывать и просто взглянув на карту, свободный от каких-либо предрассудков и установок, отправился на небольшой клочок суши с одноименным поселком городского типа.
После бакинской "Рублевки", в которую превращена значительная часть полуострова Апшерон, а особенно его северо-восточное побережье с дворцами, виллами и ресторанами (Вы когда-нибудь видели ресторан размером с квартал небольшого города?), после пыльных нефтяных полей с качалками, после камышей Апшеронской косы, мне хотелось провести вечер в уединении на живописном морском взморье. А может быть даже там переночевать, сначала вволю накупавшись на закатном солнце, а потом посидеть у костра с фруктами и вином. Перед дальней дорогой домой душа хотела романтики.
Когда-то, при Советской власти, остров для нужд нефтедобычи при помощи дамбы соединили с материком и даже проложили по ней электрофицированную железнодорожную ветку из Баку, с конечной островной станцией Артем (позже Пираллахи). Но времена изменились, в 2016 году дамбу разомкнули, соорудив мост, с возможностью прохода под ним небольшим судам. Трудно сказать насколько эффективен этот проект и что полезнее для экономики Азербайджана - проход под мостом катеров или железнодорожное сообщение с островом. Со строительством моста ландшафт пролива стал чуть более радовать глаз и материковый берег начал активно застраиваться виллами, несмотря на продолжающееся обмеление Каспия. Когда-нибудь, вместо пролива здесь будет болото и камыши. Все возвращается на круги своя, в далеком прошлом остров был частью Апшеронского полуострова и соединялся с ним естественным перешейком, но после подвижек земной коры отделился от материка.
Проезжаю несколько новых многоквартирных домов и на этом для меня дорога заканчивается упираясь в КПП со шлагбаумом за Парком Космонавтов. Ну не парадокс ли? Разворачиваюсь и иду договариваться с охраной. КПП перегораживает проезд в северную, наиболее интересную часть острова с месторождением "Нефтяные пески" и прочим техногеном. Прошу меня пропустить, но охрана остается непреклонна. Возвращаюсь в машину и, наблюдая за действиями охраны через зеркало, ищу по навигатору пути объезда. Дорог в обход КПП много, кто ж знал, что парадный проезд будет закрыт? Благоразумно решаю не соваться в северную часть острова, я уже привлек к себе внимание, а вернутся обратно и уйти из центра поселка на восточное побережье, открытое в сторону большого Каспия.
Из центральной части поселка от единственной АЗС, на которой я впервые заправился азербайджанским бензином, а до этого все жег казахский, поворачиваю на восток и практически сразу попадаю в другое измерение. Здесь и начинается настоящий трэш. В воздухе летают какие-то пакеты и обрывки полиэтилена, вокруг разбросан мусор, бутылки и ПЭТ-тара - обычная для Азербайджана вне центров крупных поселений картина.
Первые качалки. Их здесь очень много. В отличии от России в Азербайджане нет традиции оборудовать кустовые площадки. Что такое наклонное бурение здесь тоже не знают. Скважины и качалки ровным слоем и в произвольном порядке покрывают те места где есть нефть, а это большая часть Апшеронского полуострова и окрестностей Баку.
Честно скажу, больших разливов нефти я сам не видел, ну разве что озеро на предыдущих фото и вот этот квадратный бункер, заполненный нефтью, рядом с качалкой. Тут же на помосте хранятся обсадные трубы, после ремонта скважины их не убирают. Возможно потому что никому не придет в голову их воровать. Кстати, почему? На некоторых месторождения на скважинах оставляют необходимые для обслуживания и ремонта вышки, как на дальнем плане, и нефтяное поле, утыканное вышками, полностью меняет свой вид. В Росси КРС-ники обычно используют передвижные ремонтные вышки.
Прохожу на пирс. Про его устройство расскажу отдельно. А пока зайдем в здание на платформе и осмотримся. Ряд окон с выбитыми стеклами произвели на меня неизгладимое впечатление. Их хотелось снимать, снимать и снимать. Можно было снимать все три окна, каждое окно в отдельности или вид из каждой ячейки рамы со старой советской расстекловкой.
Как мне показалось, ранее на платформе был водозабор для закачки морской воды в пласты. Сейчас агрегаты демонтированы, но какое-то слабое давление в системе кое-как проложенных по верху платформы труб еще есть.
Иду к машине и тут у Белки и брошенного кем-то велосипеда меня встречает стая злых и голодных собак. Пришлось повысить на них голос. Стая разбежалась, но две собачки-мамы остались на пляже. Поняв, что они были не правы, псины даже пытались мне позировать на фоне морского прибоя и торчащих из воды свай проржавевших нефтяных платформ. Очень романтичное место для ночлега. Именно этого я и хотел, направляясь на Пираллахи. Великолепный пляж, чистый песок и кристально прозрачная вода могут сделать отдых здесь незабываемым. Обязательно надо приехать сюда с девушкой.
Пока я раздумывал, стоит мне или нет тут сейчас купаться, за моей спиной послышалось какое-то движение. Собаки опять забрехали, но уже не на меня. Оглянувшись я почувствовал как мурашки побежали по спине... Но об этом рассказ будет не здесь.
От увиденного у меня пропало все желание не только купаться, но и располагаться на ночлег, я сел в машину и поехал на материк. По пути размышляя о судьбе острова.
Неподалеку от маяка я и встал на ночлег еще засветло. А утром меня застал дождь, который с перерывами преследовал практически до дома. Кажется это был первый дождь за три месяца.
Понравилось? Заходите еще, подписывайтесь!
Навигация по материалам моего большого путешествия по Средней Азии и Азербайджану здесь.
#каспий #нефтепромыслы #заброшка #экология #приключения