Найти в Дзене

90 лет ГосНИИ ГА: богатейший опыт, высокий потенциал

Оглавление

Быстро летит время. Кажется, совсем недавно мы поздравляли Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации с 80-летием. А сегодня ФГУП ГосНИИ ГА уже 90! Вспоминая достижения флагмана отраслевой науки, мы с удовольствием перепечатываем статью журналиста «Гражданской авиации» Владимира Шитова 10-летней давности.

В начале октября 1930 года Главной инспекцией ГВФ был издан приказ о создании на базе Конструкторской группы по стальному самолетостроению, мастерских и лабораторий «Добролета» научно-­исследовательского института гражданского воздушного флота. Проектирование и постройка опытных цельнометаллических пассажирских самолетов, испытания и ввод их в эксплуатацию — ​это в те годы была основная задача коллектива института, которая успешно решалась. Так, в 1930–1936 годах в институте были спроектированы и испытаны самолеты «Сталь-2», «Сталь-3», «Энерж-6» (дальний арктический разведчик), пассажирские самолеты «Сталь-6» и «Сталь-7». Проводились и комплексные испытания новых самолетов АНТ-9, По-2, По-5, Ш-2, Ш-5, Як-6, К-5, ХАИ-1, МП-1, МП-7, Г-1А.

В 1936 году функции проекти­рования и создания воздушных судов для гражданского воздушного флота были переданы авиационной промышленности, а на институт были возложены новые задачи. Среди них — ​определение перспектив гражданского воздушного флота, разработка технических требований на новые гражданские самолеты, прове­дение их государственных, эксплуа­тационных испытаний и внедрение на воздушные линии, научная разра­ботка вопросов летной и технической эксплуатации.  

С началом Великой Отечественной вой­ны институт работал на оборону. Коллектив его занимался, в частности, проблемами установки вооружения на гражданские самолеты, их использования в военных действиях, ремонта и восстановления пострадавшей авиатехники. Например, была разработана конструкция силового набора под вырез верхнего люка фюзеляжа самолета Ли-2, пулеметная установка для У-2. Летчики института перегоняли самолеты с заводов на фронт, многие из них вошли в состав отдельных авиаполков ГВФ.

В послевоенные годы НИИ ГВФ вернулся к гражданской тематике. Были проведены работы по испытанию и внедрению в эксплуатацию новых типов самолетов — ​Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-12. В 1954–1955 годах институтом разработаны технические требования на создание первого в мире пассажирского реактивного самолета Ту-104. В 1954 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР приказом ГУ ГВФ институту был придан статус государственного. Отныне он стал именоваться Государственным научно-­исследовательским институтом гражданского воздушного флота (ГосНИИ ГВФ) и был отнесен к научным институтам первой категории.

В последующее десятилетие в Гос­НИИ ГВФ совместно с конструктор­скими бюро страны были проведены широкомасштабные научные иссле­дования и летно-­испытательные работы. Итогом их стало проектирование и ввод в эксплуатацию самолетов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ил-18, Ан-10, Ан-24. В ноябре 1962 года приказом ГУ ГВФ институт был утвержден в качестве головного в системе Аэрофлота. На него возлагалась ответственность за координацию всех научно-­исследовательских работ в отрасли.

1967 год стал важной вехой в жизни института. Постановлением Правительства СССР на ГосНИИ ГА было возложено проведение испытаний всей новой авиационной техники гражданского назначения. К 1975 году по техническим требо­ваниям, разработанным институтом и при его непосредственном участии, были созданы, испытаны и внедрены в эксплуатацию самолеты нового поколения, другие работы, направленные на повышение безопасности полетов. За большой вклад в развитие отрасли, достижения в испытании и внедрении новой авиационной техники ГосНИИ ГА в 1973 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1976–1985 годах ГосНИИ ГА успешно продолжил работы по научному сопровождению создания и внедрения в эксплуатацию новых типов воздушных судов. Были испытаны и внедрены новые комплексные тренажеры самолетов Ту-154Б, Ил-86, Як-42, Як-18Т и Ан-2, вертолетов Ми-6 и Ми-8, выполнен большой объем исследований по увеличению ресурсов эксплуатируемых самолетов и двигателей.

В 1986–1995 годах в ГосНИИ велись работы по совершен­ствованию хозяйственного механизма отрасли. Например, разработана концепция экономического и социального развития гражданской авиации. По проблеме повышения авиационной безопасности полетов ГосНИИ ГА провел лабораторные и летные исследования более 3500 объектов отказавшей авиатехники. По их результатам были разработаны конкретные требования к авиаци­онной промышленности и выданы рекомендации эксплуатационным и ремонтным предприятиям отрасли.

В последнее десятилетие в Гос­НИИ ГА проводились исследования и сертификационные испытания новых и модифицированных типов воздушных судов разработки российской и украинской авиационной промышленности. Начаты летные испытания пассажирских самолетов Ту-334–100 и Ту-204–300. Специалисты института принимают участие в сертификации авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок для новых самолетов и вертолетов.

Летчики ГосНИИ ГА впервые в мире начали выполнять полеты в Антарктиду на грузовых самолетах Ил-76 с посадкой на ледовые аэродромы.

В настоящее время ГосНИИ ГА участвует в деятельности междуна­родных организаций (ICAO, IATA, SAE и др.), проводит работы по сертификации воздушных судов зарубежного производства, сопровождает разработку, внедрение и эксплуатацию воздушных судов, авиадвигателей их систем, создаваемых совместно с зарубежными фирмами.

Сегодня, когда перед отраслью стоит задача кардинального техноло­гического переоснащения, перехода на инновационный путь развития, роль науки неизмеримо возрастает. Решить эти задачи без системного научно­-технического сопровождения невозможно. Обеспечить его — ​вот главная задача ГосНИИ ГА как ведущего отраслевого научного института. В решении ее прослеживаются две стратегические цели. Внешняя — ​это более высокая степень вовлечения института в отраслевое управление. Внутренняя стратегическая цель — ​создание новой модели научно-­исследовательского института, обеспечивающей его высокую конкурентоспособность и рост научного авторитета. Роль новой модели ГосНИИ ГА видится руководству института в формировании приоритетной тематики исследований, повышении качества результатов, эффективности работы, расширении спектра исследований. Это и реализация современной стратегии продвижения научного продукта ГосНИИ ГА, проведение задельных научных исследований, продвижение их на рынок. Институт способен выполнять экспертные функции, готовить аналитическую информацию, необходимую для принятия решений по вопросам государственной политики в сфере развития гражданской авиации. Следующее важное научное направление — ​совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, методов государ­ственного регулирования развития воздушного транспорта. Результаты исследований института в виде практических рекомендаций должны трансформироваться в проекты нормативно-­правовых документов. Например, по деятельности и развитию бизнес-­авиации, по приведению российского законодательства и нормативной правовой базы в области гражданской авиации в соответствие с требованиями ICАО и т. д. Большое значение для развития отрасли имеет участие ГосНИИ ГА в реализации основных мероприятий «Государ­ственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации». Весьма актуальны сегодня и научные исследования по снижению вредного воздействия воздушного транспорта на окружающую среду. Приоритетными направлениями деятельности ГосНИИ ГА в этой сфере являются исследования по сокращению вредного воздействия воздушного транс­порта на здоровье человека, выработка государственной политики в сфере авиационной экологии, учиты­вающей рекомендации ICАО, мировую и отечественную практику.

Не менее важна роль института в научно-­техническом сопровождении работ по развитию воздушного транс­порта, подготовке и переподготовке авиационных специалистов, в реали­зации задач повышения доступности, объемов, конкурентоспособности и качества авиатранспортных услуг для населения. Весьма перспективны научные исследования по вопросам интеграции России в мировое транс­портное пространство, развитию экспорта авиатранспортных услуг, оценки конкурентоспособности российских авиакомпаний на междуна­родных рынках. И, конечно же, нельзя переоценить роль ГосНИИ ГА в научных исследованиях по развитию авиатранспортной инфраструктуры России, в разработке схем авиатран­спортного обеспечения регионов.

Научный потенциал ведущего научно-­исследовательского института отрасли, несмотря на лихие перестро­ечные годы, остается значительным. Он создавался интеллектуальными усилиями многих поколений сотруд­ников ГосНИИ ГА. Хочется верить, что в будущем потенциал этот не будет растрачен впустую, не исчезнет бесследно, а послужит на благо всей гражданской авиации России.

​Владимир Шитов
(Журнал «Гражданская авиация», 11-12, 2010)

Росавиация - поздравляет!

Первый заместитель министра транспорта — руководитель Федерального агентства воздушного транспорта А. В. Нерадько
Первый заместитель министра транспорта — руководитель Федерального агентства воздушного транспорта А. В. Нерадько

Уважаемые коллеги!

От имени Федерального агентства воздушного транспорта и от себя лично сердечно поздравляю коллектив, ветеранов и руководство ФГУП ГосНИИ ГА со знаменательным событием — ​90-летием со дня образования института.

В октябре 1930 года образован Научно-­исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ), который с первых дней своего создания включился в решение задач по развитию и научному сопровождению авиатранспортной отрасли страны.

Государственный научно-­исследовательский институт гражданской авиации прошел славный путь становления и развития. Ориентированный на прогрессивное развитие отечественного воздушного флота за время работы институт обеспечил научное сопровождение работ по внедрению в эксплуатацию свыше 100 типов воздушных судов.

90 лет — ​это путь целых поколений авиаторов, исследователей и новаторов гражданской авиации. Славные страницы истории института отмечены выдающимися исследованиями и научными открытиями. В разные годы здесь трудились известные ученые и специалисты высочайшего класса, внесшие значительный вклад в развитие научно-­технического и экономического потенциала гражданской авиации. Своим профессионализмом и ответственным отношением к решению поставленных задач, своим конструктивным и творческим подходом к делу они из года в год укрепляли авторитет и известность института.

Сегодня институт сохраняет и преумножает достижения отечественной и мировой инженерной мысли. Это современный научно-­производственный комплекс, в котором активно внедряются инновационные процессы и последние достижения науки. Определяются перспективы воздушного транспорта, осуществляется разработка технических требований к проведению государственных и эксплуатационных испытаний новых воздушных судов и внедрению их на воздушные линии, ведется научная деятельность в области летной и технической эксплуатации. Важным аспектом деятельности института является разработка отраслевой нормативной документации. В институте действуют 13 научных центров и один филиал, охватывающих широкий спектр направлений деятельности и исследований в области воздушного транспорта.

С искренним удовольствием выражаю слова признательности и благодарности ветеранам ГосНИИ ГА за их самоотверженную работу и вклад в развитие авиационной отрасли, сохранение лучших традиций и преемственности! Молодым специалистам предприятия желаю неудержимой энергии и энтузиазма — ​от вас, вашей квалификации и нацеленности на эффективное развитие зависит будущее предприятия!

Уверен, что роль Государственного научно-­исследовательского института гражданской авиации в деятельности и дальнейшем развитии отечественного воздушного транспорта будет оставаться такой же значимой, как и на протяжении всей 90-летней истории института.

Желаю руководству, ветеранам и всему коллективу ФГУП ГосНИИ ГА здоровья и жизненной энергии для реализации всех намеченных планов, ярких побед и достижений на благо процветания российского воздушного флота!

Первый заместитель министра транспорта — руководитель Федерального агентства воздушного транспорта
А. В. Нерадько

Коллектив журнала "Гражданская авиация" в день славного юбилея приоединяется к поздравлениям и желает  новых достижений, стабильности и процветания, а руководству и коллективу ФГУП ГосНИИ ГА – крепкого здоровья и благополучия!

Читайте также:

  • Ректоры ведущих авиационных ВУЗов о влиянии пандемии COVID-19 на подготовку будущих профи отрасли
  • БОРИС ЕЛИСЕЕВ: самолеты в облаках летают, но авиапредприятие «облачного типа» представить себе не могу
  • КАК СТАТЬ ПИЛОТОМ: ПРО ПРАВА НА САМОЛЕТ
-3