Найти в Дзене

Египетский дом

Знаете ли вы, что... египетские статуи в Кракове можно увидеть не только в Археологическом Музее или Музее Чарторыйских? Их скрывает самый обычный двор за самым обычным ( скорее даже, топорным) фасадом.

Статуи под лестницей
Статуи под лестницей

Конечно, это не древнее наследие человечества, а новодел, но новодел по-краковски. Статуям около 130 лет. Когда-то они украшали Египетский Дом. Да-да, вы не ослышались! Про Турецкий Дом знают все, но, оказывается, это ещё не вся городская экзотика!

Турецкий Дом
Турецкий Дом

Интересующее нас здание строилось с 1893 по 1896 год архитектором, из личных данных которого до нас дошла только фамилия - Лахник. А от имени в документах сохранилась лишь буква К. Карл? Константин? Казимир? Ксаверий?... Остаётся только догадываться.

Египетский Дом в начале прошлого века. По улице Реторика тогда протекала река Рудава.
Египетский Дом в начале прошлого века. По улице Реторика тогда протекала река Рудава.
Фрагмент фасада
Фрагмент фасада
Окно
Окно

Своё более чем оригинальное детище он, как и велит египетская эстетика, возвел над рекой. Нет, конечно, не Нилом, а скромной Рудавой. Но эффект тоже был замечательный. Даже после того, как на месте реки появилась аллея, дом отлично вписался в пейзаж. Ещё бы! Ему довелось украсить одну из самых шикарных краковских улиц - Реторика, знаменитую постройками гениальнейшего польского, да и не только польского архитектора - Теодора Талевского!

Дома Теодора Талёвского на Улице Реторика
Дома Теодора Талёвского на Улице Реторика

Но увы... золотые времена Египетского Дома были не долгими. Я не знаю, кому пришла в голову мысль его перестроить, лишить души и индивидуальности.... У кого поднялась рука убрать изящные обелиски, жуков-скарабеев, лепнину с орнаментами. И, наверное, хорошо, что имя вындала ( или вандалов) не сохранилось в истории города. А то все мы его бы дружно возненавидели. А ненависть - не лучшее чувство... Перестройка Египетского Дома произошла в 20-30-х годах двадцатого века. Все, что осталось от его былого великолепия - это двери с восточными узорами и две забытые миром статуи под дворовой лестницей, с которых уже почти слезла краска. Но они не здаются. Все так же царственно восседают на своих тронах и надеются ( или даже предвидят) конец архитектурной деградации и возвращение великолепнейших исторических стилей - готики, романизма, модерна и даже... ,,неоегиптизма''. Не знаю, как вам, а им и мне очень хотелось бы в это врерить, а главное, дожить до новой и светлой эры в истории зодчества!

Египетский Дом сейчас
Египетский Дом сейчас
Чудом сохранившиеся двери
Чудом сохранившиеся двери
Лестница со статуями во внутреннем дворе
Лестница со статуями во внутреннем дворе

Некоторые краковские искусствоведы, как ни странно, оправдывают перестройку дома. Их коллега Джон Рёскин написал когда-то книгу "Семь светочей архитектуры". Там говорилось о нескольких постулатах, которых должны были придерживаться зодчие. Среди прочих было такое, как "Истина". Под этим подразумевалась "правда материала". Что это значит? В нашем случае, это относится к статуям. Уж если им положено быть на фасаде, значит, их нужно сразу делать из твердого камня. А фигуры Египетского Дома, к сожалению, были гипсовыми и не выдержали проверки временем. Вот архитектурная ложь и раскрылась... Но все-же, это не оправдание. При ремонте в 1920-х-1930-х годах можно было заменить гипсовые фигуры более долговечными, а не убирать их совсем.