Обострившийся конфликт в Нагорном Карабахе, который, несмотря на все увещевания политиков, остается в «горячем» состоянии, заставил вспомнить о довольно многочисленных диаспорах противостоящих сторон в России. Телеграм-канал «Незыгарь» обратил внимание на то, что эта тема стала объектом пристального внимания башен Кремля, поскольку деньги и политическое лобби могут стать катализатором войны под самым боком у России.
Азербайджанская диаспора в России считается одной из самых крупных в мире. По официальным данным, в Иране живет порядка 15 млн азербайджанцев. Википедия называет цифры для России больше 600 тыс. человек, но по разным оценкам, реальное количество этнических азербайджанцев гораздо больше – порядка 3 млн. Львиная их доля вовлечена в бизнес, как правило, либо торговый, либо нефть и газ. Обе эти сферы понятны – нефтяные разработки в Баку появились еще в 19 веке, неудивительно, что основу советской нефтегазовой промышленности закладывали именно выходцы из этого государства.
Например, один из богатейших россиян по версии Forbes Вагит Алекперов родился в Баку в семья нефтяника в 1950 года, с 70-х годов он работал в Западной Сибири и в итоге основал Лукойл – одну из крупнейших частных нефтяных компаний страны. Его состояние оценивается в 15,2 млрд $. Кстати, 1 сентября Ильхам Алиев наградил Алекперова орденом «Дружба» за вклад в развитие российско-азербайджанских отношений. Еще один участник Forbes – Араз Агаларов. Он собственник группы Crocus, которая владеет и управляет крупнейшим в стране торгово-выставочным и деловым центром, рядом ТРЦ, а также занимается девелопментом и «стройками века». Состояние Агаларова оценивается в 1,7 млрд $, его сын Эмин является вице-президентом группы, но развивает и собственные проекты – выступает под псевдонимом Emin, владеет рядом медиа-активов.
Еще один миллиардер родом из Баку – инвестор Фархад Ахмедов, чьи финансы вложены в ряд крупных компаний, таких как «Газпром», «Норникель», «Сбербанк» и «Лукойл».
Кроме этого, к азербайджанским бизнесменам традиционно причисляют Года Нисанова и Зараха Илиева, которые сделали состояние по 2,7 млрд $ на организации рынков в 90-е в Москве, а со временем – строительство торговых центров. В управлении партнеров более миллиона квадратных метров недвижимости. Оба родились в Азербайджане, но принадлежат к группе горских евреев, о тесных связях с московской диаспорой которых они не раз говорили.
Спорный вопрос, стоит ли в этот список включать Сулеймана Керимова с его 10 млрд $ и «Полюс золотом». Он по национальности лезгин, но родился в приграничном Дербенте, где азербайджанская община традиционно очень велика и влиятельна.
Словом, совокупный капитал условного азербайджанского лобби превышает 40 млрд $, который сосредоточен в «нефтянке», торговле, недвижимости и, кстати, добыче золота. Но насколько эти деньги можно конвертировать в политическое лобби? Богатейший Алекперов не замечен в особых политических амбициях и больше занят, вероятно, своей гигантской империей, Ахмедов если и обладал влиянием прежде, больше времени проводит в Баку, в России его имя практически не известно широким, что называется, массам. Влияние Керимова не стоит отрицать, но, насколько известно, он не злоупотребляет им, хотя к его мнению, безусловно, прислушиваются.
Иной может быть ситуация в отношении Араза Агаларова. Эмин в свое время был женат на дочери президента Азербайджана, Лейле Алиевой. Для роскошной свадьбы видеопоздравлениезаписал лично Владимир Путин. Спустя почти 10 лет брак распался, но близость обоим президентам Агаларова-старшего вряд ли растаяла без следа. Что касается Илиева и Нисанова, то говорят, что у истоков их бизнеса был еще третий партнер – юрист, которого называли личным другом Путина. Юрист давно вышел из бизнеса, но влияние и прежние связи партнеров, думается, сохранились.
Нельзя не учитывать и еще один момент. Азербайджанская диаспора представлена в России двумя основными организациями – Всероссийский азербайджанский конгресс и АзерРос. Судя по сайту ВАК, ее деятельность находится где-то у нуля – последние публикации датируются еще 2018 годом. А руководство АзерРос опубликовало большое обращение по поводу конфликта, в котором призывает не поддаваться на призывы совершить противозаконные действия, в том числе, связанных с событиями вокруг Карабаха.
Армянская диаспора традиционно занимается строительством, финансовым бизнесом и, отчасти торговле. Эксперты выделяют тут основателя «Магнита» Сергея Галицкого, который родился в Краснодарском крае, но все-таки он Арутюнян.
Безусловно, он один из влиятельнейших бизнесменов, но насколько он ментально и экономически может быть связан с армянким лобби – вопрос дискуссионный. Чего не сказать о Самвеле Карапетяне, основателе группы компаний «Ташир». В структур ГК входит около 200 компаний разной направленности – от строительства ТРЦ до энергокомпаний. Интересно, что сам он активно вкладывается в благотворительность в России, имеет награды от РПЦ и правительства РФ и оказывает помощь армянам в разных точках мира, например, в Бейруте, после случившегося там ЧП. Брат его – известный армянский политик, одно время даже возглавлял президентскую администрацию.
«Незыгарь» к числу армянских миллиардеров в России относит также Андрея Огаджанянца, более известного как Андрей Андреев – уроженец Москвы, сделавший капитал на разработке сервиса знакомств Badoo, еще одного уроженца Краснодара Альберта Авдоляна, совладельца компании Yota и братьев Николая и Сергея Саркисовых, владельцев страхового гиганта «РЕСО».
Несмотря на то, что суммарный капитал этого условно армянского лобби раза в три меньше азербайджанского, армяне имеют более витиеватые способы влияния на политические процессы. Эксперты отмечают, что диаспоры армян тесно взаимодействуют в разных странах и обладают большим влиянием, например, во Франции и даже в США. «Незыгарь» утверждает, что лобби в этих странах оказывает реальное влияние на внешнюю политику стран, оказывая дипломатическое давление, в том числе, на Россию, формирует общественное мнение. Возможно, что высказывания французского лидера относительно вмешательства Турции в конфликт с азербайджанской стороны – следствие действий армянского лобби.
Как бы то ни было, остается вопрос – как поведут диаспоры себя в дальнейшем, будут ли они склонять Кремль к помощи какой-то из сторон или наоборот, ограничатся призывам к молодежи «не совершать глупостей».